С 1 апреля вступили в силу изменения порядка выплат по ОСАГО. Для автовладельцев в этом много хорошего, но огромный негатив связан с ростом базовой ставки полиса. Теперь в некоторых случаях придется выложить порядка 20 тысяч рублей. Расценки уже были завышенными, сообщил в эфире Pravda.Ru президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.
— Чьи интересы и как вы защищаете? Какие изменения вступили в силу с 1 апреля?
— Мы защищаем страхователей, то есть клиентов страховых компаний, от произвола последних. Страховщиков защищает своя структура — Российская ассоциация страховщиков. С 1 апреля меняется как лимит выплат по жизни и здоровью, так и порядок их осуществления. В ДТП может быть причинен вред как транспортному средству, так и самому человеку. Практически 300 тысяч наших граждан ежегодно страдают в ДТП. Раньше выплату за ущерб здоровью было практически невозможно получить, потому что гражданин имел право на выплату только в случае, если сам заплатил за лечение и лекарства и при этом они не входят в программу ОМС.
Кроме того, раньше выплата производилась в пределах 160 тысяч рублей. С 1 апреля — 500 тысяч, а самое главное, что теперь сумма начисляется по таблице выплат. Например, человек в ДТП потерял два зуба. В таблице написано, что пять процентов от страховой суммы он должен получить, то есть от 500 тысяч рублей — 25 тысяч. Страховая компания не имеет права его спрашивать, куда он потратил эти деньги, пошли ли они на лечение. Он имеет право распорядиться ими как угодно, то есть сам факт причинения вреда здоровью уже означает, что человек обязательно должен получить компенсацию. Естественно, максимальная выплата производится при смерти. Пятьсот тысяч рублей получают уже наследники погибшего. В этом плане автовладельцы получили достаточно хорошую устойчивую систему, которая не будет позволять страховым компаниям отказывать им в выплатах.
— А в части ущерба, причиненного автомобилю?
— Эти изменения произошли еще в октябре 2014 года. Раньше был лимит выплаты 120 тысяч, теперь — 400 тысяч. И клиенты теперь защищены в этой части больше, чем до этих изменений.
— С 12 апреля повышаются базовые ставки по полисам автострахования. Что это означает на практике?
— Что хорошего принес закон, я рассказал. Теперь о плохом: сколько теперь хотят заставить платить за ОСАГО. Уже есть точная определенность, это указал Центральный банк, что тариф с 12 апреля вырастет с 40 до 60 процентов. А в октябре 2014 года тариф базовый уже вырос в пределах от 23 до 30 процентов, но страховые компании везде применяют верхнюю планку тарифного коридора, вступая в сговор между собой. Они продают только по высшей цене, никакой конкуренции и в помине нет. Складывая эти два повышения, то есть увеличивая уже увеличенный полгода назад тариф, получается, что каждый автовладелец теперь будет платить на 80-120 процентов больше, чем он платил до октября 2014 года.
Это просто дикий рост тарифов. Нормальная стоимость ОСАГО становится в ряде регионов сопоставима со средней заработной платой человека. Обычная цена полиса ОСАГО раньше была три, четыре, пять тысяч, а сейчас будет восемь, десять, пятнадцать, а для некоторых типов транспортных средств уже будет нормальным 20 и 30 тысяч рублей. Я не знаю, как граждане смогут платить такой тариф, тем более что сейчас зарплаты не увеличиваются - наоборот, уменьшаются. А главный вопрос — за что мы платим эти деньги. Какие-то небольшие улучшения произошли, и за это нам устанавливают тариф в два раза больше. Ведь у нас из года в год одна и та же статистика ДТП, одно и то же количество людей гибнет и получает травмы.
Почти 30 тысяч автовладельцев гибнет и почти 300 тысяч получают травмы. ОСАГО работает только в половине этих случаев, потому что это же страхование ответственности. Если пострадал или погиб сам виновник ДТП, то, естественно, он или его родственники не получают никаких выплат. Получается, что будет где-то 15 тысяч выплат в связи со смертью и 150 тысяч выплат в связи с травмами. Таким образом, выплаты страховых компаний за 2015 год вырастут от 10 до 15 миллиардов, а от этого повышения они получат больше на 120-160 миллиардов. То есть, получается разница в десять раз! Ну, где справедливость?!
— Почему страховщики все время жалуются, что им не хватает денег?
— Есть абсолютно открытая статистика, которая говорит не в пользу доводов страховых компаний о необходимости повышать тарифы. За 2014 год страховые компании собрали 151 миллиард рублей только по одному этому виду ОСАГО. А заплатили около 90 миллиардов — 59 процентов от того, что собрали. А в Законе об ОСАГО, который был принят в 2003 году, в статье 8 черным по белому написано, что 80 процентов от того, что страховые компании собрали, они должны направить на выплаты потерпевшим. Из них три процента идут в компенсационный фонд Российской ассоциации страховщиков, это за выплаты компаний-банкротов, а 77 процентов мы должны получить чистых выплат.
А получили мы только 59 процентов. Получается, что в прошлом году страховые компании прямо нарушили закон, недоплатили автовладельцам 26 миллиардов рублей. За всю историю ОСАГО с нас собрали, за 11 лет, больше триллиона рублей, а заплатили только чуть больше половины — 53 процента, а должны были 77 процентов. В абсолютной величине страховщики недоплатили 246 миллиардов рублей за 11 лет действия ОСАГО. При этом они выдумывают разные доводы, но закон не выполнен. Они незаконно оставили у себя огромные суммы наших денег. Получается, что 246 миллиардов нам не заплатили за ущерб либо тариф завышен. Одно из двух, других вариантов быть не может.
Либо мы платим слишком дорого за ОСАГО, либо нам платят по нему слишком мало. В любом случае, это несправедливо и незаконно. А ведь в 2003 году именно страховщики обратились к государству и лоббировали введение ОСАГО как социально значимого вида страхования. Они говорили, что по нему будут извлекать прибыль не выше пяти процентов, что это нужно не для них, а для граждан, чтобы им легче жилось. Сейчас же позиция страховых компаний: это бизнес, он должен приносить прибыль. Прибыль, конечно, он должен приносить, но не сверхприбыль за счет незаконного обдирания людей! А мы с вами, автовладельцы, не имеем права отказаться от покупки этого полиса.
Страховые компании уже создали черный рынок этих бланков. Интернет пестрит объявлениями, агенты продают за 1000-1500 рублей не подделки, а реальные настоящие полисы, которые пробиваются через базу РСА. Просто страховая компания вместо того, чтобы их продавать через свои каналы официально, платя налоги, показывая доход, сбрасывает их на черный рынок. И тут же можно посмотреть объявления страховых компаний в СМИ, что утеряно или украдено 100 тысяч бланков. Таким образом они получают наличные деньги, которые не показывают государству, не платят с них налоги, эти деньги не учитываются в статистике.
Я думаю, что этот черный рынок составляет сейчас не менее десяти, а то и пятнадцати процентов. Когда страховая компания говорит, что этот бланк недействителен, надо ее проверить, потому что когда отказов десятки, а может быть, уже их число за сотню перевалило, эту компанию надо проверять. Часты случаи, что страховщики заявляют клиенту, что бланк похищенный или поддельный. Когда мы приходим в суд и начинаем разбираться, выясняется, что этот бланк оригинальный, он был выдан этой страховой компанией, поэтому она по нему должна платить. Эти деньги взыскиваются по суду. Поэтому страховщиков нужно проверять, не верить им на слово.
— Получается, что речь идет о миллиардах рублей, которые ежегодно проходят мимо государства. Неужели об этом неизвестно правоохранительным органам? Почему ничего не предпринимается?
— У страховых компаний огромное количество лоббистов. Они получают сверхдоходы и тратят на лоббирование своих интересов огромные деньги. Также они не скупятся на пиар-кампании, хотя еще вопрос, доходят ли все заявленные бюджеты по назначению, или идут в какие-то непонятные теневые истории, на взятки.
Но я думаю, что это долго продолжаться не может, потому что тариф на ОСАГО очень серьезно завышен был уже в октябре, когда его увеличили на 30 процентов. Это было необоснованное увеличение. А увеличение еще на 60 процентов — уже вообще сверхнаглость и сверхжадность. А это губит.
— Есть ли хоть одна страна в мире, где подобная система близка к идеалу?
— Да, это Германия. Вообще, все европейское ОСАГО работает хорошо. Плата за ОСАГО там была выше, чем у нас, но с этим повышением она уже становится сопоставимой. Там средняя стоимость полиса — 240 евро. Причем там цена полиса может как увеличиваться, так и уменьшаться, потому что оценивается риск. А у нас страховые лоббисты взяли четкий курс только на повышение. А выплаты у нас и у них различаются в несколько раз. Что получает в Германии немец за 240 евро по своему ОСАГО? Лимит покрытия (то, что называется вред железу, транспортному средству) — 1 миллион 200 тысяч евро. У нас этот лимит в переводе на евро — 6500 евро.
А лимит по жизни и здоровью у нас стал 500 тысяч рублей, то есть около восьми тысяч евро, у них он составляет 7,5 миллиона евро. Разница цены жизни и смерти — почти в тысячу раз! И самое главное — показатель уровня выплат в Германии за 2014 год: 14,6 миллиарда евро они собрали, 13 милиардов выплатили. То есть, уровень выплат - 90 процентов. Если такой уровень выплат будет в России, недовольных системой ОСАГО не будет. Даже если он составит хотя бы законные не менее 80 процентов, уже все застрахованные будут защищены и счастливы. Сейчас же страховые компании богатеют за счет автовладельцев. Это не страховка от несчастья, а принуждение и страх.
Читайте также:
Смысла в ОСАГО нет, а в дорогом - тем более
Воровство на ОСАГО. ЦБ повышает ставки
ОСАГО: поперек горла страховщикам
Страховщиков можно заставить платить, если...
Обман потребителей: от ОСАГО до кредитов
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовал
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.