Курс евро к доллару снижается столь стремительно, что пугает даже рассудительных немцев. Еще в январе издание Die Welt если не хоронило европейскую валюту, то предрекало ей тяжелое и болезненное развитие. Сегодня же евро приблизился почти вплотную к своему американскому коллеге. Как низко может упасть евро? И чем это закончится для Европы?
Еще год назад европейская валюта стоила в полтора раза дороже американского доллара. Но 22 января этого года глава Европейского центрального банка Марио Драги сообщил о запуске в Евросоюзе программы количественного смягчения, согласно которой главный европейский банк будет выкупать государственные ценные бумаги на 60 миллиардов евро ежемесячно. И эта цифра, к слову, обошла на целых 10 миллиардов ожидания мировых аналитиков. После громкого заявления Драги курс евро ожидаемо полетел в тартарары, и сегодня почти достиг курса доллара.
К концу прошлой недели котировки евро к доллару в ходе торгов опустились до уровня 1,04 доллара США. Таким образом, евровалюта подешевела с начала 2015 года на 13 процентов. Аналитики уже делают прогнозы, согласно которым падение курса в этом квартале станет рекордным за всю историю существования евро. И несмотря на то, что сегодня евро подрос и к утру приблизился к 1,0519 доллару, в 2017 году, по мнению аналитиков Deutsche Bank, евро будет стоить всего 0,85 долларов США.
"Наверное, уже год все говорят о том, что один к одному будет евро с долларом. И я помню, что уже было 1,33 евро к доллару, — рассказал корреспонденту Правды. Ру управляющий директор УК "Финам Менеджмент" Николай Салобуто. - В еврозоне процентные ставки стали ниже, нежели в Америке, и все, поэтому должен быть паритет. То есть у них две страны с одинаковыми кредитными рейтингами. Если у них одинаковые финансовые потери, то у них будет паритет. Но поскольку сейчас процентные ставки в еврозоне ниже, то мы вообще говорим сейчас, что будет 0,98, то есть 95-98 центов американских за один евро будут давать".
Читайте также:
Эксперт: Из-за падения евро повысится спрос на доллар
Падение евро предрешено - управляющий директор УК "Финам Менеджмент"
При этом, по словам главного стратега финансовой группы БКС Максима Шеина, Европейский центральный банк идет проторенной дорожкой Федеральной резервной системы США, проводя программу количественного смягчения, для того чтобы стимулировать экономический рост в Европе, который сейчас держится только на экспорте из Германии. Еще одна цель ЕЦБ — побороть дефляцию, потому что сейчас цены в странах Европы снижаются.
"Большие сомнения целесообразность и эффективность этого количественного смягчения и выкупа долгов вызывают у экспертов, много они приводят аргументов против подобных действий. Но, тем не менее, это ведет к тому, что давление на европейскую валюту усиливается, она теряет свои позиции против доллара. Соответственно, США тоже не стоят на месте, активно обсуждается вопрос о повышении процентных ставок в Соединенных Штатах.
А это означает увеличение доходности по активам, номинированным в долларах, как следствие — повышение спроса на американскую валюту. А это значит, что и со стороны доллара тоже есть предпосылки для того, чтобы он укреплялся против евро. В этом смысле эти две вещи входят в резонанс", — замечает Максим Шеин.
Напомним, что когда евро только создавался (а появилась единая валюта Европы в 1999 году), главной его задачей было снижение рисков, связанных с курсами обмена валют. Одна валюта на всех членов ЕС должна была облегчить инвестирование между странами, поскольку ранее риск изменения курса валют по отношению друг к другу делал инвестиции за пределами своей валютной зоны, а также экспорт и импорт очень рискованными для компаний и частных лиц.
Собственно, аналогичные проблемы сегодня можно наблюдать в Евразийском союзе, когда девальвация российского рубля начинает негативно сказываться на торговле с Белоруссией и Казахстаном. Тем не менее, далеко не все страны Евросоюза отказались от собственной валюты, и, как показывает время, они остаются даже в выигрыше.
Читайте также:
К черту мир! Пусть рулит доллар?
Как отмечает Максим Шеин, в случае с единой валютой у стран Евросоюза есть огромный подводный камень, об который они спотыкаются и будут спотыкаться всегда.
"Он состоит в том, чего нет в Америке. В Америке разные штаты, в штатах могут быть разные законы, в Америке единый бюджет, единое федеральное казначейство, единый ответчик по долгам, единая валюта. В еврозоне единая валюта, но у всех стран разные бюджеты. И вы ничего не можете сделать с тем, чтобы они проводили какую-то политику. Ведь вспомните, Маастрихтские соглашения о том, что мы в еврозоне будем стремиться, чтобы дефицит бюджета был не больше стольки-то, а в странах инфляция такая-то.
Ничего не соблюдается. Даже Германия ничего не соблюдает, у них разные бюджеты, все. Разные бюджеты означают, как говорит, раскол баз — кто в лес, кто по дрова. Все правительства проводят свою независимую политику", — пояснил Правде. Ру Максим Шеин.
В то же время, для того чтобы страна могла развиваться независимо ни от чего, полагаясь только на внутренний спрос, население должно быть 250-300 миллионов человек. Такое количество людей не живет ни в одной из крошечных стран Европы, поэтому позитив еврозоны в том, что страны получают один большой рынок, который может существовать самостоятельно, выживать в катаклизмах.
По словам эксперта, страны с населением больше 200-300 миллионов человек — это бывший Советский Союз, США, Китай — все могут или могли диктовать свои условия. И страны еврозоны сейчас могут гнуть свою линию только по причине большого общего самостоятельного рынка, считает Максим Шеин, поэтому с практической точки зрения не стоит ждать развала Евросоюза или краха евро — это нереализуемо.
Читайте также:
Греция разрушит миф о Евросоюзе
Что забыл Центробанк в американских облигациях
Однако же, вопреки мнению экспертов, в Европе нарастает негативное отношение к евро. Даже если не говорить о проблемных странах, таких как Греция, Кипр, Италия и Испания, жители которых часто выступают за отказ от единой европейской валюты, то аналогичные настроения возникают у немцев, где появилась партия "немецкой марки", что гораздо более показательно.
Кроме того, на днях бывший член Совета по денежной политике Франции Жан-Пьер Жерар заявил в интервью французским журналистам, что экономику ЕС спасет только возрождение национальных валют.
"Мы предлагаем вернуться к общей европейской валюте, но с национальными валютами, или чтобы группы стран со схожими экономическими условиями могли использовать особую валюту, типа евро-франков или евро-марок. Важно найти гибкость", — заявил Жан-Пьер Жерар и призвал использовать систему "валютной змеи", что позволило бы наиболее эффективно реагировать на колебания доллара.
Читайте также:
Сергей Михеев: Европа стала прицепом Америки
Банки Европы банкротятся по-тихому
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.