Мало кто понимает в мировой экономике больше, чем Дэвид Стокман - бывший глава административно-бюджетного управления при президенте США в годы правления Рональда Рейгана, финансист со стажем и автор бестселлера "Великая деформация". Сейчас, по словам Стокмана, мировая экономика находится в упадке, чему существует сразу четыре подтверждения, пишет PeakProsperity.
Сейчас, по словам Стокмана, мировая экономика находится в упадке, чему существует сразу четыре подтверждения:
— более рискованное, чем обычно, положение Центробанков мира;
— повышенная волатильность и убыточность рынков;
— дефляция цен на промышленные и сырьевые продукты;
— уменьшение спроса в связи с пиком задолженности.
Сейчас депрессивная фаза активно набирает обороты, и Стокман прогнозирует рост числа "финансовых перерывов", которые сделают текущую ситуацию еще более нестабильной и непредсказуемой для инвесторов. Центральные банки начнут применять репрессивные меры, потому что окажутся в такой яме, что им ничего не останется, кроме как идти на отчаянные шаги, предупреждает Стокман: "Почти каждую неделю еще один Центробанк (недавно это был шведский) снижает свои ставки. Так уже сделали Центробанк Евросоюза, швейцарский, датский и японский.
У всех них процентные ставки ушли в минус. Я считаю, что они уже проиграли. Все они идут ко дну, осознают они это или нет. Чуть лучше чувствует себя Китай благодаря укреплению юаня. Но главное — это то, что Центробанки сдают свои позиции".
Второе, что отмечает эксперт, — это беспорядок на рынках и высокая волатильность. На протяжении последних трех месяцев фондовый рынок вел себя как пьяный матрос — именно такое сравнение подобрал Стокман: "Но на самом деле торги ведут кучка роботов и трейдеров, и пока что никто не может толком понять, что творится в мире. Данные относительно фондового рынка не имеют ничего общего с тем, что происходит в реальности.
Сегодня десятилетние немецкие облигации находятся на отметке в 29,5 базисных пункта. Что ж, немецкая экономика всегда была достаточно сильной, подпитывая китайский бум. Но экспортный бум закончился. Китайская экономика дала сбой, а у Германии появились свои проблемы. Однако понятно, что 29,5 базисных пунктов за десять лет — это нечто иррациональное даже в случае с Германией, не говоря уже о том, что итальянские и испанские облигации сегодня находятся на уровне в 160 базисных пунктов".
Читайте также:
Обама готовит в США второй "черный вторник"
Глава ФРС Далласа: Мировой нефтяной кризис спланирован Саудовской Аравией
Обе эти страны переживают серьезный бюджетный кризис. Однако способа выбраться из долговой ямы для них пока нет. И со временем ситуация будет только ухудшаться. Связываться с их облигациями рискованно, потому что нет никаких гарантий того, что Евросоюз не претерпит изменений, а евро останется на плаву. В один прекрасный день положение Центробанков станет совсем неустойчивым, а рынки сбросят цены, поэтому будущее мировой экономики выглядит довольно туманным.
Суверенный долг Японии составляет четыре триллиона долларов, а торговые операции европейских стран показывают отрицательную доходность. Положение и иррациональное, и крайне нестабильное. И, тем не менее, это еще одна характеристика кризиса. Инвесторы предпочитают отсиживаться на домашнем насесте. Из-за этого во всем мире наблюдается дефляция цен на промышленные и сырьевые продукты, отмечает PeakProsperity.
Так, железная руда при пике в 200 долларов сегодня стоит 60. В нефтяной отрасли дела обстоят точно так же. Взять хотя бы Baltic Dry Index — это отражение, во-первых, спроса на поставки, а во-вторых — избыточного строительства в результате банковского бума, который наблюдался в последние 10-20 лет. "Финансовая система мировой экономики столкнется с тем, чего мы раньше и не видели. Поэтому сложно предсказать все возможные последствия", — поясняет финансист.
И, наконец, что касается пикового долга. Не так давно были обнародованы результаты исследования относительно объема непогашенных кредитов, как государственных, так и частных, во всем мире. Сейчас этот показатель составляет 200 триллионов долларов. Для сравнения, в кризис было 140 триллионов. Так что мировой долг с 2008 года увеличился на 60 триллионов, сообщает PeakProsperity.
За тот же период ВВП планеты вырос всего на 15 триллионов — с 55 до 70. Таким образом, новых долговых обязательств с 2008 года стало вчетверо больше, чем объем ВВП за тот же период. "И, думаю, это объясняет перемены: доходность от огромного количества новых долговых обязательств минимальна", — заключает эксперт.
Читайте также:
Американские облигации превращаются в фантики
К черту мир! Пусть рулит доллар?
В то же время, подчеркивает Стокман, в Китае показатели еще более пугающие. Во время кризиса 2000 года в Китае насчитывалось два триллиона непогашенных кредитов. А сегодня их уже 28 триллионов, то есть в 14 раз больше. Как экономика, не выходящая из рамок командно-контрольной системы, смогла накопить 26 триллионов долга?
"В любом случае, во время кризиса 2008 года ВВП Китая — если верить официальным данным, — составил 5 триллионов долларов, а сейчас — 10 триллионов. Долг на тот момент составлял 7 триллионов, сейчас — 28. Итак, долг вырос более чем на 20 триллионов, а ВВП — всего на пять. Такой дисбаланс словно кричит нам: "Впереди опасность!". Ущерб мировой финансовой системе уже нанесен. И выйти из этой ситуации красиво не получится", — резюмирует Стокман.
Читайте также:
Майкл Снайдер: Рост доллара может привести к экономическому коллапсу
Мартин Армстронг: США уступят Китаю звание экономического центра мира
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.