Правительство разрабатывает план массовой подготовки рабочих. По словам председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, современная эффективная система профессионального образования должна быть ориентирована на запросы предприятий и удовлетворять потребности нашей экономики. Проблема особенно актуальна на фоне оттока трудовых мигрантов из России...
Есть об этом и в майских указах президента. Но способны ли нынешний кризис и отток мигрантов из страны спровоцировать желание молодежи отказаться от получения высшего образования и пойти в ПТУ и техникумы? Как поднять престиж рабочих профессий, без которых подъем промышленного производства невозможен?
Сразу поясню, с чем именно связаны такие вопросы. Первоначальный испуг обывателей от того, что всполошившиеся ростом доллара гастарбайтеры недавно дружно ломанули домой, бросая метлы, кисти, строительные каски и мастерки, все-таки начинает проходить. Вот наметившаяся тенденция нынешнего времени: вместо приезжих таджиков за метлу берутся вполне себе коренные жители.
Из личных наблюдений: 50-летний сосед из соседнего подъезда, вполне себе благополучный учитель рисования и черчения в школе, недавно заменил уехавшего в январе на южную родину дворника. Работает два часа с утра и вечером, если что, днем жена-домохозяйка "на подхвате". Объясняет так: лишняя копейка не помешает, да и для здоровья полезно метлой и лопатой помахать. Да и тезис о том, что любой труд почетен, безуспешно вдалбливавшийся населению СССР, только сейчас, при рынке, становится актуальным.
Пошел в домоуправление наниматься по "совмещенке" и участвовал в некоем конкурсе: на то же место претендовал студент из третьего подъезда. Но самое главное — в жилищной конторе "своих" дворников берут неохотно! Тем же таджикам платить можно (негласно) раза в полтора меньше. А "своим" надо и платить "по-белому", и соцпакеты всякие… Но в конце концов на работу соседа взяли — деваться конторе в тот момент было некуда. И в итоге все оказались довольны. В общем, как-то проблема с дворниками в нашем дворе решилась. Думается, что и в других тоже решится.
Со штукатурами-каменщиками на стройках тоже, в конце концов, понемногу "устаканивается". Играет роль огромная миграция из неспокойной Украины. Но вот с квалифицированными рабочими дела в России по-прежнему грустные… Это магическое сегодня слово — импортозамещение — предполагает наличие именно квалифицированных рабочих, техников и инженеров, а не дворников. Вот о них-то, родимых, и пойдет речь.
Минобрнауки, которое своим реформаторством уже вконец извело школы и вузы, никак не доберется до профтехобразования, хотя именно в этой сфере наблюдаются самые большие проблемы. Учиться рабочим специальностям мало кто хочет — не очень престижно. Но как выходить из ситуации? Ведь высококвалифицированные рабочие — это основа промышленности, двигатели экономики.
Однако буквально в последние дни положение начало резко меняться. То ли, пардон, кто-то в одно место кого-то клюнул, то ли кризис и необходимость импортозамещения поставили перед фактом: в этой сфере надо что-то делать, причем срочно!
Окунемся для начала в историю вопроса. Вообще со времен СССР считалось, что профессиональное или профессионально-техническое училище или (ПУ или ПТУ) — это учебное заведение, где вместе с началами рабочей профессии "автоматом" дают и среднее образование. В России (да и в других странах бывшего СССР) здесь готовят квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня.
Также к категории средних специальных учебных заведений относились техникумы, или, как сегодня говорят, колледжи. Своеобразными предшественниками ПТУ являлись фабрично-заводские и ремесленные училища, существовавшие еще аж со времен Российской империи. Считались эти учебные заведения не очень-то престижными. Помню со времен юности, как в свое время острословы расшифровывали аббревиатуру ПТУ — "помоги тупому устроиться"…
Обидно, конечно, но все-таки в чем-то верно. Туда нередко шли те молодые люди, которым не давалась учеба в старших классах, или те, которые просто не поступили в институт. Ну, или те, над которыми завис топор правосудия…
Еще пять процентов поступали учиться, "куда повыше" — выпускники профтеха при условии хорошей учебы имели льготы при поступлении в профильные вузы. 20 процентов шли из ПТУ прямиком в армию. Интересно, что в современной России перечень профессий, по которым готовят в системе профтеха, значительно расширился, хотя само количество ПТУ в России катастрофически упало — их осталось едва 20 процентов от "советского" количества.
По признанию экспертов, это самое слабое звено в системе образования, нуждающееся в реформировании. Советские ПТУ практически прекратили свое существование, а взамен, по сути, ничего равнозначного так и не было создано…
Собственно, деградация отечественной системы профессионально-технического образования началась в 80-х, уже при Горбачеве, по мере углубления застоя в промышленности. А в начале 90-х годов система окончательно "залегла на дно" вместе с российской промышленностью: число училищ и техникумов сократилось в несколько раз, а из оставшихся ушли наиболее квалифицированные преподаватели, основные фонды износились до предела. И самое главное, профобразование потеряло всякую связь с потребностями рынка труда.
В это время на предприятиях шел закономерный процесс старения кадров. Их обновления не происходило. И сейчас профессиональное образование во всех его компонентах — начальное, среднее, высшее, система повышения квалификации — стало фактором, сдерживающим развитие экономики в целом и отдельных ее отраслей.
Читайте также:
Учиться в ПТУ скоро станет престижно - эксперт
Стране нужны новые рабочие аристократы
На офисный планктон нет серпа и молота
"Утраченное мы не только не восстановили, я думаю, что есть серьезные основания для беспокойства, — рассказал в беседе с корреспондентом Pravda.Ru заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин. — Практически все учреждения профессионального образования переданы в регионы. А поскольку региональные бюджеты в среднем гораздо беднее федерального, то уменьшились и возможности для получения профессионального образования. Далее: новый закон об образовании, увы, вообще ликвидировал в качестве особого уровня образования начальное профессиональное образование — то, которое было в ПТУ…".
С учетом того, что сейчас предстоит возвращаться к идее самостоятельного производства, отказываться от экономики керосиновой лавки и возвращаться к идее больше производить самим, вольно или невольно, в условиях сложной международной ситуации, Россия должна сделать резкий поворот в сторону поддержки и подготовки рабочих кадров, считает Олег Смолин.
"По вопросам профтехобразования говорить очень нелегко. То, что из-за недостатков в этой сфере может остановиться экономика страны, промышленность, машиностроение, сфера услуг — это, естественно, мы понимаем, — рассказал Pravda.Ru директор столичного политехнического колледжа №13 им. П. А. Овчинникова Николай Селенков. — Потому что школьное образование было, есть, оно и будет. А вот вернется ли профтехобразование хотя бы на уровень прошлых лет — большой вопрос…".
По мнению Николая Селенкова, совершенно правильно то, что сейчас делает государство — мы получили в этой сфере так называемую программу Путина, и это дало большой толчок профессиональному образованию. Причем особенно позитивные сдвиги в этом вопросе наметились именно сейчас, когда Россия встала перед необходимостью срочного импортозамещения!
"Сначала я хотел бы отметить, что 12 февраля правительство рассмотрело комплекс мер по дальнейшему совершенствованию среднего профессионального образования, - рассказал в интервью Pravda.Ru президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, доктор педагогических наук, профессор Виктор Демин. - Это знаковый факт, учитывая, что среднее профобразование теперь двухуровневое, там реализуются программы начального профобразования, среднего профобразования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации. И естественно, теперь это спланировано на длительный период, предусмотрены меры, которые призваны повысить эффективность среднего профессионального образования".
По мнению эксперта, создаются предпосылки для радикального изменения самих учреждений профобразования, начиная с их оптимизации, развития ресурсной базы. Затем появляется возможность более качественного взаимодействия с рынком труда, бизнес-сообществом. И, наконец, грядет переход на независимую систему оценки качества образования бизнесом и ведение критериев оценки эффективности учебных заведений через призму успешности ее выпускников на рынке труда.
А для этого, говорит Виктор Демин, прежде всего предполагается изменить структуры, объемы, профили подготовки кадров, которые нацелены на более полное отражение интересов потребности рынка труда и структуры, объема профиля подготовки кадров. И правительство действительно думает, как создать условия для того, чтобы именно профобразование стало приоритетным в молодежной среде.
И здесь, конечно, предусмотрен целый комплекс мер участия бизнеса в этом вопросе. Идет подготовка новых стандартов для участия бизнеса в поддержке обучающихся студентов. Но самое главное то, что создаются более благоприятные условия для выпускников средних специальных учебных заведений. Для этого нужен переход на целевое обучение, где с первого курса студент уже ориентирован на конкретное рабочее место, создание предпосылок для того, чтобы для студента были созданы необходимые условия социальной поддержки, мастера-наставники.
"Более мобильный выпускник более востребован, более успешен, - продолжил свой комментарий Виктор Демин. - В последнее время меняется общая общественная ментальность, общество меняет свое отношение к профобразованию. Спрос на технические специальности, гарантия трудоустройства становятся привлекательными для молодежи. Условия труда на предприятиях меняются, технологии меняются, интеллектуальным становится труд того же рабочего… Меры отличные. Будем ждать теперь подъема промышленного производства!" - добавил эксперт.
Читайте также:
Николай Селенков: Производство должно вкладывать деньги в подготовку специалистов
К заводам передом, к офисам спиной
"Во-первых, нам нужно добиться, чтобы квалификация выпускников колледжей четко соответствовала требованиям современной экономики, отвечала потребностям работодателей, — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на недавнем заседании правительства. — Поэтому образовательная подготовка должна вестись с опорой на лучшие мировые практики и передовые технологии.
Во-вторых, мы должны сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования. Наконец, в-третьих, нужно будет повысить уровень мониторинга качества подготовки кадров, усовершенствовать систему оценки, сертификации".
Уже подготовленный правительством комплекс мер предполагает создание списка востребованных специальностей с выделением 50 приоритетных для экономики. По словам главы минобрнауки Дмитрия Ливанова, в ближайшие четыре года на совершенствование системы среднего профессионального образования будет выделено 8,5 миллиарда рублей — деньги немалые даже для нашего кризисного времени.
Депутаты Госдумы уже начали сбор предложений от регионов по включению рабочих специальностей в ТОП-50 приоритетных направлений - в нем будут значиться, прежде всего, строители, электрики, бульдозеристы, машинисты кранов, токари, фрезеровщики, сварщики. Крайний срок подготовки списка — 31 марта 2015 года.
В прошлом году в организации профобразования России поступило около 670 тысяч человек, на базе девятых классов — 285 тысяч. Пока трудно сказать, каковы будут показатели этого года, но что-то подсказывает, что они будут гораздо выше. Не только потому, что молодежь вдруг сама решит туда ломиться. Еще и потому, что не у каждого родителя сейчас, в кризис, хватит денежек свое чадо в вузе "отучить"!
Ну что ж, в конце концов, с чего-то начинать новые рабочие кадры все равно надо…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.