Недавно Аркадий Дворкович заявил, что если цены на продукты будут расти и дальше, российское правительство не исключает введения регулирования цен на продовольствие. Так, если в течение месяца цены на определенные продукты вырастут на 30 или более процентов, правительство имеет право на ценовое регулирование. Дойдет ли дело до таких жестких мер? И откуда такой рост цен на продукты?
Уже начались проверки торговых сетей контролирующими органами. Но каков может быть результат?
"Правительству очень сложно находиться в условиях развития рыночной экономики. Однако принципы, формы, и методы государственного регулирования рыночной экономики у нас никто не отменял, — рассказал в интервью Pravda.Ru гендиректор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН Александр Калинин. — Они у нас сформулированы не вчера - они известны чиновникам и представителям делового мира, изданы учебники, пособия, все это обсуждается, обновляется. Поэтому государство имеет возможность воздействовать на цены!"
Эксперт привел конкретные примеры. Если мы зайдем в магазин, предположим, сейчас, то мы увидим, что десяток яиц уже стоит больше 100 рублей. Кое-где еще имеется совесть, и они стоят 65 или 70. Разброс удивительный. И он зависит от того, какова совесть у поставщика и какая совесть у продавца. И в итоге страдает потребитель. Что случилось с курами в Белгородской области, где их очень много несется, или в Московской области на птицефабриках — что случилось, кто виноват? Обама или Ангела Меркель виноваты в том, что яйца подорожали более чем на 40 процентов?
Или давайте посмотрим разброс цен, говорит Александр Калинин, например, в Ставропольском крае и, предположим, в Тульской или Вологодской областях, или в Забайкальском крае. Мы сразу увидим, почему в Ставропольском крае некоторые пищевые продукты подорожали на 70 процентов.
Что, ставропольские потребители более виноваты перед США и Европой по санкциям? Что случилось? Или возьмем такие вещи, о которых сейчас пишут почему-то с пониманием. Вы знаете, у нас сейчас огурцы от 250 до 300 рублей за кило, да и помидоры. И начинаются пространные монологи, многозначительно объясняющие потребителю — ну вы же понимаете…
Читайте также:
Мария Иванова: Цены растут не только из-за курса, но и из-за слабой конкуренции
Алексей Немерюк: Цены на продукты взвинчивают спекулянты
"Ну не может огурец стоить 10 долларов за килограмм, он не может в принципе столько стоить, — отмечает Александр Калинин. — Это первое. Второе, надо посмотреть, какова система ценообразования этого огурца, что с ним случилось? Почему бананы стоят в разы меньше? У нас что, бананы растут по всей нашей РФ от Кольского полуострова до Курильских островов, у нас все заросло бананами? Почему бананы у нас дешевые и нормальные? А почему на огурец вдруг такая цена?
Сейчас пишут с "большим пониманием", что у нас дорожают соки. У нас эту сферу монополизировали — у нас на рынке присутствуют четыре основных игрока, которые закупают концентраты для производства соков, нектаров и напитков сокосодержащих примерно в одних и тех же местах, примерно по одной и той же цене. Посмотрите результат. Почему вдруг подорожали соки, нектары и сокосодержащие напитки, то есть на основе воды. Что случилось? Что, электроэнергия стала дороже, отопление? Чем объяснить такие скачки?
Тем не менее, есть эксперты, которые делают губки бантиком и говорят на страницах печати или с экранов телевизоров, объясняя потребителю повышение: "Ну вы знаете…" — и начинают объяснять чего мы якобы не знаем. А мы должны знать, что случилось с курицей, которая всегда несла яйца по 50 рублей, и почему сейчас они стоят 105 рублей в магазине.
Что случилось у нас с другими магазинами? Давайте возьмем цены в магазине "Пятерочка" и сверим эти же товары в магазине "Магнолия", через дорогу. И мы увидим, какое значительное расхождение в ценах. В "Пятерочке" целый ряд товаров дешевле, а товары эти же самые абсолютно, а в "Магнолии" дороже. Чем это объяснить?
Пусть на меня подают в суд, я сейчас возьму группу покупателей, попросим телевидение и радио нас сопроводить, мы пойдем и сделаем контрольные закупки, как потребители, и покажем, сколько что стоит и в каком магазине. Ну так же нельзя…
Или, например, картошка. У нас есть картошка отечественного производства, есть картошка, которую мы привозим из Египта, из Пакистана, из Турции, из Польши. Из Польши, правда, сейчас уже поставки закрыты… Закупочная цена известна, она накручивается, примерно, в три-четыре раза у нас, потом картошка продается. Что случилось? Почему такие издержки? Откуда они взялись? Кто виноват? Опять виноват у нас Путин или Чубайс, или Ленин со Сталиным? Это странные разговоры…. И здесь я солидарен с Аркадием Владимировичем Дворковичем, вице-премьером, что не надо превращать это в кампанию, а надо разбираться по конкретным фактам".
Отдельный вопрос, по мнению академика Калинина, о поставках из братских стран. Когда к нам рыбу, креветки, кальмаров и селедку поставляет Беларусь, "крупнейшая морская держава", то все понимают, что это реэкспорт. Мы к этому с пониманием относимся и по умолчанию миримся… Но когда количество, например, молочной продукции из Беларуси зашкаливает, не пора ли задать себе вопрос, а производит ли столько молока и молочной продукции эта страна вообще, и откуда взялось все это? Ну что ж, тут тоже не поспоришь…
Читайте также:
Продукты не по карману? Жалуйтесь!
Александр Калинин: Высокие цены? Есть повод пожаловаться
"Сложно сказать, каковы в этом отношении будут действия правительства, я так понимаю, что пока ограничиваются такими словесными интервенциями, предупреждаются все участники, что если вы будете повышать цены необоснованно, то будут грозить какие-то последствия, — рассказала в интервью Pravda.Ru аналитик по продуктам питания Экономической экспертной группы Мария Иванова. — В текущих условиях понять, что обосновано, что не обосновано, в большинстве случае достаточно сложно, поскольку есть объективные факторы.
И причем завышение цен происходит не только на конечном этапе, на этапе реализации розничными сетями, — это же повышение цен на продукты питания идет по всей цепочке. Повышение цен на сырье, на товаропроизводителей, оптовую, розничную торговлю. То есть здесь надо,действительно разбираться, на каком этапе цепочки, где именно необоснованно были повышены цены. То есть это достаточно такая кропотливая работа, и она проводится…".
Но это может иметь больше негативных последствий, нежели положительных, считает эксперт. Есть комплексные причины, и с ними пытаться бороться рутинным таким управлением, это не всегда эффективно. В частности, говорит эксперт, Аркадий Дворкович говорил о том, что правительство может и задействовать свое право как-то регулировать искусственно цены, но пока не хочется прибегать к таким механизмам. Потому что, очевидно, что на этом фоне возможно возникновение дефицита — и вообще не хочется к таким крайностям прибегать.
"Если ничего другого не останется, когда цены будут расти на социально значимые товары, ускоренными темпами превышать десятки процентов, то тогда, возможно, это будет задействовано, — считает Мария Иванова. — Тут важно понимать одну вещь: если растут издержки у производителей, если выгоднее экспортировать, скажем, зерно за рубеж, получать за него доллары, внутри цены тоже вырастут!
Это все, как мы знаем, рыночный механизм. Невозможно надеяться на импортозамещение и ожидать, что вот завтра производитель будет больше производить продуктов питания, будет на полках лежать товар отечественного производства, если сейчас мы им зажимаем, не даем возможности развернуться…".
Невозможно только запретительными мерами что-то вообще регулировать в экономике, это самое большое заблуждение, считает эксперт. Если уж мы говорим об импортозамещении, то действительно нужно создавать для него предпосылки, а не угрожать кому-то… Потому что это будет обеспечивать повышенный рост цен и сегодня, и завтра, и послезавтра. Нужно, наоборот, развивать конкуренцию, создавать условия для развития нормальных рыночных институтов. То есть повышать эффективность, развивать конкуренцию. Тогда не будет этих спекуляций и прочего, добавила Мария Иванова.
И тут не только курс рубля — тут у нас еще и ослабление конкуренции, снижение количества товаров, снижение предложения на рынке за счет продовольственного эмбарго. По сути дела, мы вначале ограничили количество товаров на рынке, а потом удивляемся, почему цены на них растут.
"Мне кажется, что любой студент первого курса факультета экономики такие вещи знает… Что можно сделать? Надо расширять предложение! — добавила Мария Иванова. — За счет своих товаров, но и за счет импорта. Если импорт сейчас дорог, дать своему производителю производить, а не пытаться сдерживать производство и прочее. То есть тут комплекс должен быть мер, а не просто какие-то такие запугивания!"
И напоследок несколько цифр. По официальным данным Росстата, в первые две недели нового года цены в среднем выросли на 0,8 процента. Рис стал дороже на 3,4 процента, говядина, рыба мороженая, яйца, масло подсолнечное, маргарин, сыры, пшено, мука, макаронные изделия и чай — на 1,5-2 процента.
Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 5,7 процента, в том числе на огурцы — 14,9 процента, капусту — 11,1 процента, морковь, лук и помидоры — 6,3-7,7 процентов. На 5,9 процента официально подорожал сахар.
Читайте также:
Агробизнес: будет расти только доллар?
Повышение отпускных цен на сахар спровоцировало и повышение его цены в розницу
Александр Калинин: Торговцам нужна жесткая рука госрегулирования
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.