Неисповедимы пути товарных потоков. Санкции принесли неожиданные результаты. Оказалось, что в Белоруссии полно морепродуктов. На каких же это атласах можно отыскать Белорусское море? Но когда смекалка есть, то и моря не нужно. Об этом "Правде.ру" рассказал президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
— В связи со скачками валютного курса Лукашенко потребовал, чтобы мы расплачивались в евро или в долларах. Но еще большее раздражение вызвало усиление таможенного досмотра грузов из Белоруссии, которая вдруг стала креветки производить.
— Ну, Белоруссия традиционно занимается реэкспортом.
— Понятно, что у них там есть морские берега и теперь появилась масса морепродуктов.
— Лосось. "Санта Бремор", между прочим, белорусская компания-производитель.
— Лукашенко чуть ли не пригрозил России войной и сказал, что хоть нет ядерного оружия, зато боеспособная армия, высокий боевой дух...
— Лукашенко традиционно делает заявления, просто у него разнопарные заявления всегда. С одной стороны, он всегда угрожает санкциями, а, с другой стороны, сразу уверяет, что Российская Федерация и Белоруссия - спина к спине.
— То есть это просто какие-то политические игрища?
— Лукашенко очень серьезно выступает. Белоруссия хорошо поднялась на санкциях, на эмбарго. Белорусский внешний товарооборот стремительно и очень интересно вырос. Для национальной экономики это, конечно, хорошо. Они переправляют, как известно, продукты из Германии, плодоовощную продукцию и сало из Польши, молочную продукцию из Литвы, Латвии и Украины. В таможенной декларации указывается транзит до Казахстана. Фуры въезжали в Псковскую область, через три дня опять въезжали в Псковскую область, через три дня опять въезжали в Псковскую область. Это происходило продолжительное время.
В результате отгрузка чистая в Белоруссии начинала на порядок расти. Очевидно, что производственные мощности так быстро нарастить невозможно. А просто этикетки приклеивать — без проблем. Можно, естественно, только позавидовать Белоруссии, что половина Восточной Европы стало перед ней в долгу. В долгу у последнего диктатора Европы, как в Брюсселе называли Лукашенко.
Москва, понятно, решила обрубить это дело, чтобы естественный эффект от сельскохозяйственных санкций на европейских производителей все-таки был. Лукашенко прекрасно понимает, что происходит. Он просто хочет на этой волне еще прокатиться. И, наверное, в какой-то степени он на ней еще проедет.
— А он не хочет как-то позаигрывать с Европой по поводу того, что его обижают?
— Практически да. Плюс ко всему надо понимать, что Белоруссия рассчитывает на российский рынок, нацелена на российский рынок. Белорусские товары в Европейском союзе не нужны. У них затоваренность своим производством. Поэтому без российского рынка белорусская экономика очень быстро все потеряет, как и украинская. Поэтому Белоруссия прекрасно понимает, что рынок у нее один, направление одно. В Таможенном союзе она больше всего выиграла, как и Казахстан. Но поторговаться за это Белоруссия готова всегда. Просто Лукашенко торгуется на грани фола. Ну, таков Минск.
В общем-то, это естественно. Если внимательно посмотреть на создание Европейского союза, то там пожестче таможенные войны шли. Напомню, они начинались со знаменитого союза угля и стали. Там Франция такие жесткие требования представляла. Это нормальная схема при создании любого союза. Белорусы — очень хозяйственный народ. В этом плане они импонируют. Вот если бы Украина была такой же хозяйственной, то, наверное, экономика была бы получше.
— Насколько жесткие условия пребывания и работы граждан Украины на территории России повлияют на ситуацию?
— У нас есть две схемы работы — по патенту и по квоте. Квота — это когда работодателю необходимо определенное количество работников (не россиян) на конкретные позиции. Регионы эту квоту утверждают по возможности. Патент предполагает, во-первых, отсутствие визы помимо всего прочего, плюс ко всему нет необходимости в квоте. Он распространяется на отдельные виды работы, но не на все. Соответственно происходят изменения в обоих направлениях, которые могут привести к некоторым сложностям. На самом деле, они происходят в большей степени по причине именно украинской составляющей, потому что они перестали фиксировать патенты. Таможенные и миграционные службы не могут договориться, потому что Украина не утверждает российские правовые акты.
В последнее время украинцы замещают представителей Средней Азии очень серьезно, особенно в строительном сегменте и по отдельным направлениям. В миграционном плане очень меняется ситуация в Российской Федерации. Сейчас на фоне сложной ситуации в экономике в Европе будут ограничения по рабочим местам. Там уже высокая безработица. Соответственно, это отразится на Украине и РФ.
На Украине очень серьезная проблема с энергетикой — энергодефицит. Угольный контур просто развален. В ближайшее время этот вопрос не решится. С газом тоже очень большие сложности. Естественно, очень серьезные проблемы будут в ЖКХ. А большинство инженерных систем очень сильно изношены. Теперь многие системы будут простаивать всю зиму. Сейчас еще достаточно тепло. А в январе-феврале прогнозируют холодную зиму, в том числе и в Европе. Весь газ будет уходить туда.
— У Украины не будет возможности откачивать, как она это раньше делала? Они же привыкли воровать.
— Это будет очень сложно сделать. Мы после последнего энергетического конфликта установили приборы контроля и наблюдения за подземным хранилищем газа, за средствами выхода и входа. Поэтому это будет легко фиксироваться. Но главный вопрос - в другом. Энергетика находится на втором месте, хотя там ситуация вообще аховая.
А первое место — финансы. Украине в декабре-январе необходимо выплатить очень большие суммы, связанные с внешним долгом. Им необходимо выплатить суммы по внешним обязательствам. Им необходимо залить денежные средства в социальную сферу, потому что там идут кассовые разрывы. И третье, что самое важное, им необходимо оплатить российский газ. На все это денежных средств на декабрь-январь не хватит. Это абсолютно точно. То есть на самом деле на Украине будут очень серьезные финансовые проблемы.
— Да у них уже все эти проблемы.
— Технический дефолт Украины — это, конечно, сильный удар, но может быть еще хуже.
Читайте также:
Что России ждать от Лукашенко и Назарбаева
Лукашенко не считает, что он предатель, он просто жмет "руку сотрудничества" Запада
Дмитрий Болкунец: Белоруссия не важна для России
Лукашенко пожаловался Путину на запрет белорусского транзита
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.