Наступление нового года не принесло радостных вестей для игроков нефтяного рынка. Стоимость "черного золота" во вторую неделю января опустилась ниже отметки в 50 долларов за баррель. При этом в самых худших прогнозах российских экономических ведомств и Центрального банка стоимость нефти равна 60 долларам. Собственно, планы разошлись с действительностью не только в России - зимние праздники проходили под знаком активности всех игроков нефтяного рынка.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро начал вояж по странам Ближнего Востока и уже заявил об успешных переговорах с властями Ирана и Саудовской Аравии о сотрудничестве в направлении стабилизации рынка нефти и предотвращения дальнейшего снижения стоимости нефти. Теперь венесуэльский лидер отправится в Катар и Алжир с целью договориться о совместных действий с лидерами и этих нефтяных держав.
Ранее сообщалось, что именно Венесуэла, третий по размерам экспортер нефти в мире, в большей степени страдает от снижения цен на нефть. Согласно оценкам МВФ, Deutsche Bank и рейтингового агентства Fitch, опубликованным в прошлом месяце, для покрытия бюджетных расходов Венесуэле нужна цена нефти в районе отметки 117,5 долларов, в то время, как Иран нуждается в цене на нефть в пределах 130,7 долларов за баррель, а Россия - в цене 98 долларов.
Собственно, вот и три точки, по которым, согласно одной из версий событий на нефтяном рынке, били Соединенные Штаты, понижая цены на нефть. Напомним, что с самого начала падения нефтяного рынка осенью 2014 года в прессе много писали о заговоре между США и Саудовской Аравией.
Предполагалась, что обвал нефтяных цен ударит по зависимой от экспорта сырья российской экономике, по экономике Венесуэлы, где процветает антиамериканский режим, а также по Ирану, традиционно пребывающему в немилости Вашингтона якобы по причине непрекращающихся ядерных разработок. Кстати, нефтяные санкции против Ирана были приостановлены американскими властями аккурат перед громким обвалом нефтяного рынка, что "удачно" не позволило Ирану поиметь сколько-нибудь прибыли с нефти, хитро замечали эксперты в самом начале нефтяного кризиса.
Однако теперь время говорить совершенно о другом заговоре, в котором США отводится роль жертвы. В начале января в Штатах обанкротилась первая компания, занимающаяся сланцевыми разработками, "WBH Energy". Долг компании, работающей в Техасе, составил 50 миллионов долларов, и терять прибыль она начала именно в период падения цен на нефть.
Ранее Pravda.Ru писала, что, по мнению мировых экспертов и главы управления энергетической информации при министерстве энергетики США Адама Семински, 60 долларов за один баррель нефти - это та цена, при которой сланцевые разработки будут оставаться выгодными. Уже сегодня прогнозы по банкротствам американских сланцевых разработок в случае обвала цены нефти до 50 долларов начинают сбываться.
Американскую революцию, как это ни символично, подавили страны Ближнего Востока. По крайней мере, на данный момент именно в действиях шейхов эксперты склонны видеть вину за падение цен на нефть, для многих стран критическое. Значит ли это, что надежды венесуэльского лидера о взаимной борьбе с низкой стоимостью нефти напрасны?
"Слова Мадуро стоит воспринимать критически, потому что мы видели еще до встречи лидеров нефтегазового сектора Венесуэлы и Саудовской Аравии интервью министра нефти Саудовской Аравии, который рассказывал о позиции страны по отношению к нынешнему периоду в нефтегазовой отрасли в мире и о ценах на нефть. И он сказал четко, что позиция Саудовской Аравии и всего ОПЕК заключается в том, что они не будут сокращать добычу и будут вытеснять с рынка всех, как он выразился, неинтенсивных производителей.
А это означает, что Саудовская Аравия не собирается сокращать добычу, даже при сверхнизких ценах на нефть в мире. Тем самым они пытаются вытеснить с рынка всех своих конкурентов - и США, и Россию. Они не собираются вытеснять целенаправленно Венесуэлу, и говорить о том, что идет некая война против Венесуэлы со стороны США или Саудовской Аравии, я думаю, неправильно, - заявил в беседе с Pravda.Ru ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Я думаю, что здесь началась война всех против всех на мировых рынках.
Имеется в виду то, что никто не хочет уступать, потому что все понимают, что сейчас на рынке присутствует переизбыток предложения. И если Саудовская Аравия и страны ОПЕК сократят добычи, то это приведет лишь к тому, что цена сбалансируется, но на их место придут другие производители. Прежде всего как лишний некий производитель, который появился совсем недавно, - Соединенные Штаты, которые стали добывать все больше сланцевой нефти благодаря как раз высоким ценам на нефть, потому что издержки при добыче сланцевой нефти очень высоки".
Такое мощное сотрясение рынка нефти стало возможным по той причине, что цены на нефть давно не опираются на рыночные факторы, а, как изнеженная барышня позапрошлого века, падают от каждого заявления глав нефтяных держав. Так, саудиты заявили, будто добыча нефти по цене 20 долларов за баррель по-прежнему будет для них рентабельной. Блеф это или нет, а инвесторы - народ аккуратный, и, по замечанию Игоря Юшкова, сразу за этим заявлением инвесторы в Америке перестали вкладывать свои деньги в проекты добычи сланцевой нефти и энергетические компании, их разрабатывающие. И вот, уже в январе, начинают разоряться американские и канадские компании, добывающие нефть высокозатратным способом.
Венесуэла, собственно, тоже оказалась в одной связке с американцами, поскольку добыча нефти в стране также достаточно затратна. При этом сокращать добычу сами венесульцы отказываются, имея прямую зависимость от экспорта сырья. А если Венесуэла при всем своем паническом желании стабилизировать рынок не готова пойти на эту самую эффективную меру, то турне Мадуро уже сейчас можно назвать провальным, поскольку на сокращение добычи, как уже заявлялось не единожды ранее, не пойдет ни одни член ОПЕК.
"Саудовская Аравия тоже заложила в бюджет свой 80 долларов за баррель. То есть они рассчитывают, что банкротств станет очень много, часть производителей с рынка уйдет и это приведет к тому, что опять восстановится баланс спроса и предложения. Это их логика такая, и цены вырастут. То есть они ожидают, что к июню-августу цены на нефть выйдут на уровень 75-85 долларов за баррель. И на это направлена их политика", - пояснил Игорь Юшков.
Эксперт подчеркнул, что в какой-то момент Вашингтон, может быть, и хотел использовать нефтяное ценовое оружие против России, как дополнительную санкцию, однако в результате оказался сам в нефтяной ловушке. И единственное, что может спасти американские сланцевые компании - это решение о прекращении политики количественного смягчения в США.
"Не поднимать ставку. Тогда доступность денег для финансовых институтов будет выше, и они смогут опять этими деньгами играть на биржах, соответственно, и на нефтяной бирже, то есть покупать фьючерсы на нефть по доступным ценам. Соответственно, спрос на фьючерсы будет расти и цена вырастет на нефть в целом, потому что во многом, очень во многом сейчас рынок нефти - это именно финансовый рынок, а не баланс спроса и предложения", - считает Игорь Юшков.
С другой стороны, США вполне могут избрать тактику Саудовской Аравии и тихо в сторонке дождаться сворачивания крупных нефтяных проектов, таких как канадские проекты, российские на арктическом шельфе, глубоководный бразильский проект.
Одним словом, таких замыслов по нефтедобыче сегодня крайне много, даже в той же Норвегии, вынужденной углубляться дальше в море в связи с истощением прибрежных запасов нефти. Однако если у саудитов есть время и возможности подождать банкротства соперников, то для США это грозит крахом всех планов по сланцевой революции и освоению мирового энергетического рынка, поскольку вместе с проектами по добыче сланцевой нефти американцам придется свернуть и проекты по сланцевому газу, который они в своих мечтах денно и нощно на танкерах отправляют по всему миру - на изнемогающие без голубого топлива азиатские и европейские рынки. Рынки, которые Вашингтон долго и старательно пытается отвоевать у "Газпрома".
Что касается России, то нынешний спад в экономике и без того заставляет нефтяные компании задуматься о сокращении расходов по проектам на шельфе. Но отказываться от освоения арктического шельфа, вопреки надеждам саудитов или кого бы то ни было еще, Россия не будет. Как заявлял в декабре заместитель директора департамента геологоразведочных работ на шельфе "Роснефти" Николай Малышев, "Роснефть" не исключает корректировки стратегии геологоразведки на арктическом шельфе, в которую компания инвестирует около 400 миллиардов долларов за 20 лет. Но речь идет только о корректировке.
"Для "Роснефти" это одно из ключевых направлений развития, потому как месторождения в Западной Сибири истощаются, и необходимо выходить на новые регионы Восточной Сибири, шельф, а также заниматься освоением трудноизвлекаемых запасов", - пояснял ранее аналитик в области нефтегазового сектора "Инвесткафе" Григорий Бирг в интервью Bigness.Ru.
То есть, с проектами на шельфе, имеющими стратегическое для России значение, ситуация останется неизменной. Однако это проекты не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня, тогда как бюджет страны уже сегодня ощущает убытки из-за удешевления одного из ключевых продуктов экспорта. Как сократить зависимость российской экономики от нестабильного мирового рынка нефти, Pravda.Ru узнала у члена комитета ГД по энергетике Антона Романова.
"Для меня это совершенно очевидно. Если Россия в 80-е годы экспортировала примерно 12 процентов добываемой нефти, то сейчас она экспортирует более 50 процентов добываемой нефти. Это значит, что мы очень сильно, значительно сильнее, чем в прошлом, зависим от нефтяной иглы.
И поэтому эффективные меры, которые должно предпринять государство, должны быть направлены на увеличение переработки нефти на территории России. У нас в стране нефтехимия, газохимия практически прекратили свое существование. Мы экспортируем нефть или продукты из нее, ту же самую смолу ПВХ за рубеж, а потом получаем изделия из этой смолы. Все, что у нас сделано из пластмасс, начиная от электропромышленности и кончая посудой, бытовой химией, мы все импортируем, мы сами не производим.
То есть нам надо делать то, что делал когда-то Советский Союз - строить свое производство и использовать это преимущество, а именно сырьевое преимущество, для того, чтобы получать продукты конечной добавленной стоимости внутри страны, тогда мы не будем зависеть от внешних рынков", - заключил Антон Романов.
Читайте также:
Антон Романов: Экспортеры замораживать или снижать добычу нефти не будут
Анна Кокорева: Переориентировать экономику с экспорта нефти очень сложно
Нефтяная война та же, только жертвы другие
США ведут нефтяную войну, чтобы разрушить Россию и Венесуэлу - Мадуро
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.