Железнодорожный обход Украины по территории России будет построен вне зависимости от отношений между двумя странами, заявлял ранее министр транспорта Максим Соколов. Решение это, очевидно, верное. Но вопрос в том, где будут прокладываться "обходные пути" и возможна ли реализация этих крупных проектов в такое непростое для российской экономики время?
Эксперты, опрошенные Pravda.Ru, были весьма осторожны в оценках и прогнозах, поскольку в цифровом выражении стоимость проекта "обходных путей" пока окончательно достоверно не озвучена — названная чиновниками сумма в 55 миллиардов рублей пока "не разложена по полочкам", а сам проект еще не "разобран по косточкам". Хотя понятно, что дешевым он быть не может по определению. Несколько экспертов даже вообще воздержались от своих комментариев, поскольку данных пока маловато для детального анализа, да и вопрос не только чисто экономический, но и во многом политический.
Однако те, кто решился пообщаться на эту тему с прессой, разъяснили не только общие, но и "нюансные" составляющие этого круга проблем.
"Реализация таких крупных проектов возможна и сейчас, это всегда возможно, деньги-то, собственно, и в резервных фондах, и выручка — все равно есть, — считает член комитета Совета Федерации по экономической политике Николай Власенко, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. — В принципе, наша страна большой объем экспорта имеет, даже пускай и однородного, сырьевого. Тем не менее, у нас профицит торгового баланса, у нас доходы экспортные больше импортных. Так что такой проект нам под силу.
По всей видимости, нужны будут и инвестиции. Скорее всего, зарубежные. В условиях санкций, естественно, если закрыта Европа пока. Но, опять же, это как быстро началось в нынешнем году, так может так же быстро и прекратиться. Но, тем не менее, в нынешних условиях, конечно, азиатские страны, другие страны, которые не ввели санкции, могут обеспечить кредитование".
По мнению эксперта, в любом случае мы понимаем, что любая дорога — это автоматически развитие территории. И оживление, повышение отдачи экономики. Плюс пассажиры, туристы. Поэтому, в принципе, любая дорога, если она экономически обоснована, выгодна и государству, и гражданам, добавил Николай Власенко.
"Давайте исходить из того, что товарооборот с Европой у нас, по крайней мере, до кризисной ситуации составлял порядка миллиарда евро в день, — рассказал в интервью Pravda.Ru депутат Государственной думы ФС РФ, заместитель председателя комитета по транспорту Александр Старовойтов. — Поэтому абсолютно несложно предположить, что огромное количество грузов шло и сейчас, я уверен, идет как в сторону Европы, так и из Европы на территорию РФ или транзитом. Учитывая то, что мы теряем огромные средства из-за того, что у нас не до конца хорошо выстроена транспортно-логистическая система, мы теряем огромные средства, которые могли бы зарабатывать именно на транзите грузов. И это экономическое решение, а не политическое.
Реализация таких крупных проектов в момент, когда страна уходит в кризис, тоже возможна. Как раз в момент, когда страна уходит в кризис, необходимо скрести по сусекам, выражаясь по-простому. Мы должны посмотреть сейчас все наши возможные ресурсы. Все наши возможные ресурсы, где мы недозарабатываем. И как я уже сказал, транзит — один из способов, где мы недозарабатываем. Огромные средства могли бы поступать в наш бюджет именно за транзит грузов!
Помимо всего прочего, нам необходимо делать высокоскоростную магистраль через всю страну. Потому что сейчас, например, транзит грузов из Юго-Восточной Азии идет в основном в обход РФ. А если бы мы предоставили прозрачные доступные скоростные услуги через территорию Российской Федерации, то это огромнейший поток грузов. Недозаработки нашего бюджета исчисляются миллиардами, этот вопрос надо решать. Я поэтому думаю, что и данный проект будет встраиваться в общий сегмент развития транспортно-логистической системы РФ. Собственно, я не исключаю, что здесь финансирование будет в основном со стороны наших азиатских партнеров, которые не меньше России заинтересованы в таком транзите".
Но, считает эксперт, данный проект должен преимущественно финансироваться из бюджета РФ и в дальнейшем приносить прибыль именно в наш госбюджет. Если мы проекты подобного рода будет отдавать исключительно в частные российские или "иностранные" руки — это, наверное, не самое хорошее решение. Страна — это некая форма юридического лица, одна из задач которого - принести и донести прибыль до конечных акционеров. Только конечными акционерами должны быть не просто коммерческие банки и какие-то крупные транспортно-логистические системы, а граждане РФ, добавил Александр Старовойтов.
Особо громкие разговоры в прессе по поводу железнодорожных путей, минующих Украину, возникли аккурат в разгар цикла переговоров России со странами Азии и после решения о закрытии, точнее, де факто, перенаправлении "Южного потока" в Европу. Это говорит о многом. России приходится принимать непростые решения в нынешней сложной обстановке. Правда, вызревали эти с виду "быстрые" решения долго.
Не только железнодорожное направление Север-Юг мы защищаем от неожиданных действий со стороны не поддающегося прогнозам Киева, но и Восток-Запад! Не хочется свои же транзитные деньги терять из-за того, что соседка (годом ранее написал бы — сестра!) все скачет и скачет и никак не протрезвеет из-за заботливо подливаемой Западом революционной "горилки".
"У нас возникает необходимость формировать опорную железнодорожную сеть именно на территории России", — цитируют СМИ Максима Соколова. "Вне зависимости от перспектив развития российско-украинских отношений у нас возникает необходимость формировать опорную железнодорожную сеть именно на территории РФ, чтобы многократное пересечение границы не было бы условием для снижения скорости доставки наших пассажиров и грузов", — отметил министр транспорта России.
Этим, собственно, и объясняется, что Россия приняла решение с 2015 года начать реконструкцию и строительство железнодорожных путей в обход территории Украины. Финансирование будет предоставляться равномерными траншами в течение трех ближайших лет. Во всяком случае, о таких планах заявлено.
Вывод весьма прост: Россия хочет улучшить транзит из Азии в Европу и обратно, а не только сберечь нервы пассажиров при многократном пересечении границ буйной Незалежной при поездках в отпуск…
Отдельная песня — про Белоруссию. В последние дни тема о намерении России "обходить" Украину регулярно выходит в топы интернет-новостей в зоне by. Еще бы, ведь если все "срастется", азиатско-европейский транзит будет формироваться и с учетом железнодорожных возможностей этой страны. А это, опять же, дополнительные средства. Как тут белорусам не радоваться! ТС, а теперь и ЕАЭС — дело вообще хорошее…
Читайте также:
Рост производства: вальс вместо гопака
Таможенный союз встал на единые рельсы
Железный занавес для международных перелетов
Пассажиры РЖД станут крепостными
У России еще один мегапартнер в Азии
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.