Разномастные эксперты с момента ввода антироссийских санкций строят предположения, сколько осталось жить нашей экономике. Теперь, когда Россия стала ощущать негативное влияние нефтяных цен, эксперты оживились еще больше. Если раньше экономике РФ в среднем давали три года, то теперь обещают спад уже в 2015 году. Стоит ли Россия на краю пропасти?
В конце октября президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич заявил, что "западные аналитики специально говорят, что все будет хорошо, чтобы не спугнуть российское руководство, чтобы власти России ничего не делали, только сидели и ждали, пока цена на нефть повысится". Похоже, сейчас ситуация в России обстоит именно так. Пока наши нефтяники никаких серьезных решений, например, о снижении объемов бурения или закрытии дорогостоящих проектов, не принимают. Известно лишь, что глава "Роснефти" Игорь Сечин просит продлить сроки освоения арктического шельфа. Однако это связано в первую очередь с западными санкциями, ограничивающими сотрудничество американских компаний с российскими по части разведки месторождений, а вовсе не с колебаниями на нефтяном рынке.
Тем временем, буквально вчера Саудовская Аравия обвалила цены на черное золото, сбив стоимость марки WTI на 2,69 процента, до 76,66 доллара США за баррель, а Brent на 2,67 процента, до 82,52 доллара. Причиной тому стало снижение компанией Saudi Arabian Oil стоимости экспортируемой в США и страны Азии светлой нефти WTI, как писала накануне Pravda.Ru. И пока эксперты размышляют над тем, почему саудиты так безжалостно поступили с остальными игроками нефтяного рынка, нефтяники России, как можно представить, нервно закурили. А известно, что спокойствие российских нефтяников тесно переплетено со спокойствием экономики всей страны. Так действительно ли корабль нашей экономики медленно идет ко дну?
"Конечно, американские аналитики понимают, что цена на нефть, вероятно, больше не вернется к той динамике, которая была до кризиса, и что не будет уже эпохи дорогой нефти и соответствующего экономического благополучия и стабильности в России, экономического роста на основе дорогих углеводородов, — рассказал корреспонденту Pravda.Ru руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. — Конечно, это так. И это очень важно для Запада, потому что сейчас идут переговоры с Москвой на предмет того, чтобы Россия отказалась от каких бы то ни было амбиций в сфере создания самостоятельной экономики, в сфере интеграции на евразийском пространстве, чтобы она отказалась от всяческих планов регионального развития, развития внутреннего рынка. То есть, им надо, чтобы Россия просто ждала, когда мировые цены на нефть поднимутся на необходимый уровень. Это ожидание, на мой взгляд, очень опасно для нас. Потому что весь период ценовой стабилизации на нефтяном рынке 2010-го, 2011-го, 2012-го, да и 2013-го годов не были использованы Россией никак. И что касается нашей экономики, то она развалится не в каких-то два будущих года, а она разваливается уже два года как. И по этой причине если сейчас не предпринимать никаких активных шагов, то через год мы можем увидеть экономику в очень тяжелом положении".
По мнению Василия Колташова, в России сегодня отмечается постоянное сокращение спроса и производства. Еще более ухудшает ситуацию 20-процентное падение курса национальной валюты. Тем временем, США начали работать на экспортную реиндустриализацию. И по этой причине рассчитывать, что мировая торговля останется в прежнем виде, совершенно не стоит. Что касается российской индустриализации, о которой много говорилось до переворота на Украине и присоединения Крыма к России, навлекшего на нас гнев западного сообщества, то, по мнению эксперта, надежды на возрождение российской промышленности и импортозамещение также уничтожила девальвация рубля.
"Мы, конечно, можем заместить виноград капустой и свеклой, но это вовсе не план развития российской экономики, не план ее модернизации. Потому что задача замещения импорта состоит в том, чтобы в первую очередь заместить промышленные товары и уже во вторую очередь сельскохозяйственные продукты, где, кстати, замещение осуществить было бы проще, если бы этому реально способствовали", — полагает Василий Колташов.
Действительно, термин "импортозамещение" сегодня у всех на устах и уже набил оскомину, однако похоже, что в правительстве не только не знают, как реализовать эту цель, обозначенную высшим руководством страны, но и попросту боятся резко изменить экономический курс. Потому термин "импортозамещение" уже переместился в область кухонных разговоров. Ибо на деле оказывается, что в стране нет денег на восстановление производства и правительство не собирается принимать неординарных решений для поиска инвестиций, а просто предлагает идти проторенной тропой, несмотря на то что в конце этого пути нас снова ждет тупик, пожалуй, еще более глухой. Речь идет, конечно, о повышении налогов на малый и средний бизнес, что еще глубже упрячет его доходы в тени, о повышении налогов для сырьевиков, в частности на добычу полезных ископаемых, что неминуемо приведет к удорожанию топлива для населения и перевозчиков со всеми вытекающими последствиями. Есть еще соцрасходы, которые тоже вполне можно бы урезать, дабы поднять промышленность. Но и это путь дальнейшего убийства российской экономики.
"Конечно, судьба России во многом зависит от экономического развития, — поделился с Pravda.Ru своим мнением главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Вячеслав Дашичев. — Здесь нужно также упомянуть и то обстоятельство, что деньги, которые мы получали от экспорта газа и нефти, к сожалению, в недостаточном размере вкладывались в развитие нашего производства, нашей промышленности. В первую очередь, новых технологий промышленности. И это было большим просчетом нашего руководства. Я полагаю, что инвестиции, которые исходили от Запада, сейчас сведены к минимуму вследствие санкций против России. И надеяться на то, что цены на нефть и газ останутся прежними, очень трудно. Наша монетарная политика, то, что мы не печатаем рубли, не вкладываем их в экономическое развитие, тоже отрицательно влияет на экономику России. Ну и, конечно, санкции создали большие трудности для развития России и вместе с тем стимулы для этого развития. Но стимулы нужно было создавать еще до санкций самой России, поэтому сейчас Россия находится, в моем представлении, в очень критическом положении".
По мнению Вячеслава Дашичева, сегодня Россия должна сосредоточиться на инвестициях в развитие высокотехнологичной экономики. И если на инвестиции со стороны Запада надежды все меньше, то достаточно перспективным по этой части становится Азиатско-Тихоокеанический регион. В первую очередь речь, конечно, идет о китайцах. Однако китайский инвестор очень аккуратен, и на сегодняшний день, по словам экспертов, китайцы несколько настороженно относятся к российскому рынку, боятся вкладывать в наш бизнес из-за непостоянства российских законов и регулярного ужесточения налогообложения для предпринимательства. Поэтому сегодня важно внимательно следить за бизнесклиматом в стране, не допускать его ухудшения, и, главное, необходимо побороть упрямое представление чиновничества, будто буря в пустыне утихнет сама, а мы ее переждем и продолжим продавать сырье за нефтедоллары.
"Даже если в мировой энергетике произойдут радикальные изменения и углеводороды просто перестанут сжигать, все равно мировая экономика будет нуждаться в нефти, хотя бы как в крайне важном ресурсе для химической промышленности. Поэтому вопрос здесь для нас состоит не в том, как долго продлятся пониженные мировые цены на нефть, а в том, что у нас очень консервативная экономическая политика, очень консервативный анализ. И просто невероятно консервативное представление о том, что в мировой экономике все остается без изменений, что мир сейчас таков, каким он всегда был: нефть то растет, то дорожает, и это вечные циклы. Это не вечные циклы. Это текущие рыночные колебания, за которыми скрываются крупные процессы мировой экономики.
И эти процессы сейчас не в пользу России, потому что в мировой экономике происходят следующие вещи — Европа в кризисе, а все молодые рынки теряют темпы роста или сваливаются в кризис, включая все экономики БРИКС. США, напротив, выходят из кризиса, но выходят за счет ограничения импорта, прежде всего, углеводородов, и за счет наращивания экспорта. И этим они ломают все сложившиеся торговые связи. Поэтому говорить о том, что через год, через два, через десять лет все вернется в прежнее состояние по ценам, несерьезно.
А в ближайшей перспективе, конечно, нефть не будет дорогой, а, как минимум, она будет нестабильна, то есть цены на нефть будут колебаться. И это серьезный негативный фактор для России, потому что Россия, вообще-то, получила без особых усилий крайне выгодные условия в 2010-2012 годах, когда мировые цены на нефть были на относительно высоком уровне. И мы не использовали эту передышку, решив, что кризис закончился. А между тем, изменилась экономическая антикризисная стратегия США, Европейский союз свалился в кризис тоже, Китай начал все активнее терять темпы роста. Так что в мировой экономике наступила масса событий, которые негативно влияют сейчас на рынок нефти, и для России было бы крупной ошибкой ждать, когда что-то изменится. Мы провели в ожидании примерно пять лет. Пора уже изменить политику", — убежден Василий Колташов.
Читайте также:
Новый бюжет для минфина — что дышло
Рубль в свободном плавании. Загадка скачка
Праздник свинины. Цены начинают снижаться
Разве Россия хочет быть европейской страной?
Кто посчитает сварщиков и оленеводов
Читайте последние новости России на сегодня, 5 ноября 2014 года
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.