Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что китайская экономика стала крупнейшей в мире по покупательной способности. Конечно, как говорится в известном мультфильме, "смотря в чем мерять: в попугаях больше получается. Но Китай уверенно идет к мировому первенству по многим показателям в экономике, существенно отставая только по уровню жизни. Однако разворачивающаяся программа урбанизации улучшит и этот показатель.
Одной из популярных вариаций оценки экономики по покупательной способности (ППС) является "индекс бигмака". Это индекс породил британский журнал The Economist, и этот индекс просто сравнивает стоимость бигмака в ресторанах McDonald's в разных странах мира. Например, в середине 2014 года в США он стоил 4,80 доллара, а в Китае — 2,73.
"Среднестатистический гражданин Китая зарабатывает меньше американца, однако при обычной конвертации китайских зарплат в долларовый эквивалент происходит недооценка покупательной способности как одного китайца, так и целой нации, — объяснило выводы МВФ издание The Business Insider. — Согласно оценке МВФ на основе паритета покупательной способности, к концу 2014 года доля Китая в мировом ВВП составит 16,48 процентов (17,632 трлн долларов), тогда как доля США — 16,28 (17, 416 триллионов)".
Заметим, что Китай быстро прогрессировал. Если в 2005 году экономика Китая составляла менее половины от американской (по ППС), то в 2011 году — уже 87 процентов от экономики США. В докладе статистической комиссии ООН и Всемирного банка "Программа международных сопоставлений" (International Comparison Program, ICP) говорится, что доля Китая в общемировом ВВП (по ППС) достигла 14,9 процентов, соответственно, доля США снизилась до 17,1 процентов. Эта тенденция необратима: по прогнозам МВФ, в следующем году разрыв по ППС составит уже больше 900 миллиардов долларов в пользу Китая, а к 2019 году китайский ВВП по этому показателю будет опережать американский почти на 5 триллионов долларов.
Читайте также: Китай шантажирует Россию сланцем?
"Так называемым индексом ППС пользуются, наверное, уже полвека, — сказал Pravda. Ru Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал". — Здесь, как в известном мультфильме про мартышку и удава, "в чем лучше мерить?" Там удав говорил, что его лучше в попугаях мерять, потому что их гораздо больше получается. ППС — это ВВП в пересчете на реальную покупательную способность. Это относительные величины. Американский ВВП по абсолютному значению выше, но покупательная способность американцев тоже выше, чем у китайцев, притом существенно. Если это дело все пересчитать на то, что могут себе реально позволить китайцы из того, что они производят, то, действительно, получается, что китайская экономика в пересчете на потребление больше".
При сравнении Китая и США по общим объемам ВВП становится очевидно, что Поднебесная здесь пока далека до мирового первенства. По оценке МВФ, китайский ВВП в текущих ценах в долларах к концу 2014 года составит 10,4 триллиона, а ВВП США — 16,8 триллионов. Однако это уже не те разрывы, которые были в 80-х годах прошлого века, когда ВВП США составлял 80 процентов от мирового. По данным аналитической организации IHS, стать крупнейшей экономикой мира Китай сможет уже в 2024 году, опередив по валовому ВВП США на более чем триллион долларов (соответственно 28,85 триллиона и 27, 3 триллиона). Доля китайской экономики в глобальном выпуске, по прогнозу IHS, вырастет с 12 процентов в 2013 году до 20 процентов к 2025 году.
По другому популярному показателю — ВВП на душу населения, даже пересчитанному по ППС, Китай занимает только 99-е место в мире (7,6 тыс. долларов в 2014 году, а в США — 54,7 тысячи в 2011 году). По этому показателю Китай опережает в том числе и Россия (55-е место).
И все же очевидно, что Китай уверенно движется вперед, поддерживая низкий курс юаня, реализуя глобальные инфраструктурные проекты, имея дешевую рабочую силу и грамотных управленцев. "Работать там умеют, - прокомментировал Владимир Рожанковский. - Без всякого мудрствования, там все хорошо. И низкий долг от ВВП, и положительное сальдо торгового баланса, и положительный счет текущих операций, и отсутствие минимальной почасовой оплаты, что сделало возможным трудовую силу нанимать на довольно выгодных условиях. Если сейчас это все перечислять, это будет где-то 20-30 показателей, и каждый по-своему хорош. А в общем, это называется — умеют работать".
Читайте также: Как Китаю удается оставаться на плаву
По его мнению, в России тоже есть положительный счет текущих операций, профицит внешнеторгового баланса, низкий долг от ВВП, за исключением корпоративного сектора, но вот "работать у нас не умеют". У России нет ничего самостоятельного, а самое главное — слабый финансовый сектор, который изначально сильно зависел от внешних рынков. "Московская биржа уже рискует за пару-тройку лет вообще даже не войти в десятку мировых лидеров, и это будет весьма печальное событие, поскольку было затрачено 20 лет для того, чтобы создать хотя бы фондовый рынок в России", — сказал эксперт. Политика Центробанка, по его мнению, тоже не очень понятна и прогнозируема. "Почему пачками закрывают банки? Потому что был какой-то систематический недосмотр. И вместо того, чтобы этот процесс сделать плавным в течение многих лет, ориентируясь стандартными критериями, мы пытаемся сейчас разгрести завалы за несколько месяцев", — завершил сравнение Владимир Рожанковский.
Читайте также: Теорию "коллапса Китая" похоронили еще раз
Согласимся, что китайцы никогда не работают авралами, их политика — это умелое сочетание роли государства и частной инициативы. Это формирование национальной платежной системы. Это умелая политка Банка Китая, который держит низкий курс юаня. Это ставка на национальные проекты, которые регулируются государством, но выполняются частными фирмами. Именно так были построены дороги в Китае. Теперь там разворачивается проект урбанизации, который должен поддерживать впечатляющий рост страны и быстрые экономические преобразования.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.