Cообщается, что российский авторынок несколько падает и, по прогнозам, у нас могут упасть продажи европейских и американских машин. В то же время китайцы заявили о желании инвестировать в строительство еще одного крупного сборочного завода своих машин, не падают и продажи корейских. Как изменится расстановка сил на авторынке России в свете санкций?
Возникает немало вопросов касательно авторынка России. Каковы перспективы развития чисто российского автопрома, в частности, продаж недорогих моделей ВАЗа? Возможно ли, что в связи с санкциями возникнут трудности с производствами иностранных автомобилей в России, например, на заводе Форда? Может ли произойти замещение рынка отечественного автопрома китайскими машинами и насколько вообще качественный этот продукт?
Вопросы, скажем так, совершенно разноплановые, но объединены интересом к нынешнему автопрому вообще. Собственно, и ответы наших экспертов были очень разными, хотя и звучали в одном ключе — им хотелось искренне помочь нашим читателям составить хотя бы общее представление о ситуации на нынешнем отечественном авторынке. Судите сами.
"Если говорить про "АвтоВАЗ", то в последнее время автомобили данного производителя существенно прибавили в качестве, — рассказал в интервью Pravda.Ru аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин. — Соответственно, с учетом ситуации, которая складывается на рынке, продажи на текущий момент и в перспективе будут находиться на довольно приемлемом уровне, и расти. Это подкрепляется и новыми разработками, концептами, которые мелькают в сети. Это говорит о том, что компания действительно развивается, работает в этом направлении. А раз они ведут такую работу, то это уже привлекает внимание к марке, с учетом и перспектив, что концерн сможет выпустить какой-то продукт с довольно высоким качеством, с соответствующим дизайном.
Опять-таки, с учетом ситуации, это может подтолкнуть к покупке именно отечественного автомобиля, в плане спокойствия за то, что с отечественным автомобилем ничего не случится в плане поддержки, какого-то дополнительного налогообложения, сборов, которые могут применить в плане тех же санкций к иномаркам. Соответственно, это некая спекуляция на тему, но действительно такой вариант возможен, так что по отечественным производителям пока видится только польза".
Если говорить в отношении китайцев, говорит эксперт, то, действительно, им давно интересен наш рынок, они его давно начали прощупывать. В частности, их коммерческая техника очень неплохо продается, в том числе легковые автомобили. Но полное замещение отечественного рынка китайским автопромом — это просто нереальная ситуация хотя бы по той простой причине, что отечественный автопром поддерживается на государственном уровне. Российские потребители не настолько еще доверяют китайским автомобилям.
С другой стороны, качество автопрома раз на раз не приходится. Соответственно, понятно, что дешевый автомобиль по определению не может быть на уровне какого-то качественного автомобиля, элитного, люксового автомобиля. Все хотят дешево и сердито, но понятно, что такого не бывает. Через несколько лет, говорит Кирилл Маркин, возможен приток китайских автомобилей на отечественный рынок, но не будет полного замещения, потому что российский автопром тоже работает в направлении совершенствования своей продукции и это у него довольно неплохо получается.
По поводу сборочных производств иностранных автомобилей в России, например, на заводе Форда — тут некоторые трудности, естественно, возможны. Но это опять же спекуляция на тему. Есть такой момент: несмотря на то что это зарубежный производитель, в отношении которого могут быть введены санкции, но они ведь работают на территории России, создают рабочие места для российских граждан, это налогоплательщики, которые платят налоги в казну России. Это довольно тонкий момент, к которому резко подходить тоже довольно-таки спорно. Если и будут предприниматься какие-то санкционные шаги, то они явно будут довольно аккуратные. И с какими-то поправками по отношению именно к внутреннему производству, добавил Кирилл Маркин.
"Это несколько совершенно разных процессов, санкции здесь абсолютно ни при чем, санкций никаких нет, и никаким боком они не касаются автопрома, — считает автоэксперт, главный редактор AMSRUS.ru Сергей Асланян, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. — Есть только наши внутренние пугалки, как вот если мы сейчас отказались от еды, то еще перед всем западным миром, может быть, откажемся и от автомобилей… Это, мягко говоря, теория, не подтвержденная практикой. Подобного мы себе позволить не можем, поэтому никакие санкции в этой сфере, ни в каком виде, не могут ни на чем сказаться и не могут ни на что повлиять. Рынок наш действительно падает, но падает по общеэкономическим параметрам, потому что в целом покупательная способность населения очень сильно снижается… Бедные люди беднеют быстрее, чем богатые, поэтому в кризис есть те, кто разоряется, но в кризис есть и те, кто богатеет. И "Мерседесы", "Ауди" и БМВ — они все равно покупаются очень неплохо. А вот машины стоимостью до миллиона покупаются все хуже, хуже и хуже. И это тоже совершенно самостоятельный сценарий".
Как считает эксперт, перспективы "Жигулей" очень спорные, вектор падения интереса к ним удержать пока не получится никак. То есть, это расплата за предыдущее десятилетие. Любой ценой люди пересаживаются на что угодно, только не на "Жигули". "АвтоВАЗ" прекрасно понимает, что его конкурент — это не какая-то любая новая машина другой марки. "АвтоВАЗ" — это, наверное, единственная в мире фирма, которая работает, состязаясь с секонд-хендом вторичного рынка. То есть наши новые "Жигули" производятся для того, чтобы дать бой помойкам, продающимся на полянах отчизны. Это очень грустная картина, когда автозавод доигрался до того, что его в принципе не рассматривают как конкурента среди новых автомобилей, говорит Сергей Асланян.
А у китайцев перспектив в России очень немного, потому что китайские машины, с одной стороны, - это, конечно, машина бедняка, а с другой стороны, наш бедняк не дурак, и если посмотреть картину в провинции, то такие машины имеют только там какой-то шанс не то что на успех, хотя бы на присутствие, но он там минимален, потому что китайская машина — она одноразовая, а наш человек прекрасно понимает, что он не настолько расточителен, чтобы раз в год покупать себе автомобиль. Сергей Асланян считает, что китайцы имеют такую же репутацию, как "АвтоВАЗ". С этим поделать они ничего не смогут. Тем более, что "у китайцев есть одна примечательная особенность — они реально не умеют делать машины, и все последние 20 лет их развития показали, что китайцы очень сильно могут переориентироваться".
Теперь несколько фактов и цифр, которые, надеюсь, помогут нашим читателям составить целостную картину ситуации на нынешнем авторынке России. Так вот, несмотря на хроническое падение российского авторынка, китайский автоконцерн Lifan планирует построить завод в России мощностью до 100 тысяч машин в год, вложив в него порядка 300 миллионов долларов.
На Московском автосалоне гендиректор российского представительства Lifan Сунь Цзэцзюнь заявил, что компания планирует построить завод в России "с нуля", пишет "Коммерсантъ". Окончательное решение о строительстве может быть принято до конца года. Если такое решение будет принято, то и ситуация на рынке явно изменится, и, возможно, наши эксперты со временем придут к другим выводам. Обычно Китай за что ни возьмется, все у него в России получается! Перефразируя русскую пословицу, он все равно возьмет свое "не катаньем, так мытьем" или "не уменьем, а числом".
Ну, и в заключение еще несколько фактов и цифр, имеющих прямое отношение к авторынку России. Председатель правительства Дмитрий Медведев одобрил запуск программы обновления парка автомобилей, которая начнет действовать с сентября до конца 2014 года, такие меры принимаются для стимулирования авторынка.
То есть при условии сдачи старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый с доплатой автовладельцы смогут получить через производителей и их дилеров скидки при покупке новых автомобилей, пишет "Коммерсантъ". Бюджет потратит на эту программу 10 миллиардов рублей. Но скидки распространятся только на машины, собранные в России. В рамках программы будет продано более 170 тысяч автомобилей. Продлевать ее действие или нет, будет решено не раньше середины 2015 года — в зависимости от ситуации на авторынке.
Надо сказать, подобная программа работала и раньше. Несколько лет назад автор этих строк, заядлый автомобилист, отогнал к пункту приема свою десятилетнюю ВАЗовскую карбюраторную "семерку" и получил со скидкой аж в 50 тысяч опять же ВАЗовскую "пятерку", правда, уже инжекторную. "Пятерки", кстати, с тех пор и не производят. Машина была очень удачная, но жена сказала: "Все, на этой допотопной советской "классике" больше меня на работу не подвози. Давай купим что-нибудь приличное…" Думается, что могу служить неким "усредненным показателем" по России: ведь такая картина наблюдается в очень многих семьях страны…
Ну, и наконец, последняя информация по Ford. Российские заводы по выпуску этих машин из-за всяких проблем хотят перейти на односменку. Кроме изменения режима работы, в планах сокращение персонала в том же Всеволожске в количестве 700 человек. Производственные планы диктуются реальной рыночной ситуацией, в частности, ослаблением рубля. Что будет дальше — точных прогнозов по этому поводу нет. По мнению российских экономических аналитиков, в России выгоднее было бы выпускать опять же китайские дешевые автомобили. Короче, в ходе последних политических событий выгоднее вести рыночный курс на Азию, чем западный на Европу и Америку…
Увы, в России экономика настолько ориентирована на политику, что просто диву даешься…
Читайте также:
Запорожцы сгниют на свалке Европы
Автопром покусился на материнский капитал
Мировые автогиганты глушат моторы?
Российский автопром сгубили большевики
"Спасение АвтоВАЗа - социальная задача"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.