Западная пресса пишет, что американское агентство NASA готово отказаться от доставки астронавтов на МКС проверенными российскими ракетами-носителями "Союз". Взамен надежного "Союза" астронавтам, как сообщается, могут предложить новый американский носитель "Дракон", которого даже еще нет в серийном производстве. Какие потери может понести Россия?
NASA в ближайшие недели уже может объявить о заключении крупного контракта с одной из американских фирм на строительство космического корабля-челнока, который будет доставлять астронавтов на МКС вместо российских "Союзов", пишет The Washington Post. Как ожидается, будет заключен многомиллиардный контракт на строительство американского космического корабля, который позволит вдохнуть новые силы в испытывающую трудности космическую программу США.
"Вместо того чтобы платить по 70 миллионов долларов за место в "Союзе", данный контракт позволит США впервые за долгие годы отправлять астронавтов в космос с американской территории", — пишет влиятельное американское издание. В качестве претендентов на строительство "космических извозчиков" к МКС называются компании SpaceX, Sierra Nevada и аэрокосмический концерн Boeing.
Вообще, идея летать на "своих" кораблях к МКС будоражит часть американской аэрокосмической общественности с момента завершения в прошлом десятилетии знаменитой программы Space Shuttle, пишет Expert Online. Естественно, американские компании кровно заинтересованы в том, чтобы средства, которые платила NASA за аренду "Союзов", оказались в их карманах. А средства неплохие: последние несколько лет за "прокат" на "Союзе" одного астронавта на МКС платили не менее 70 миллионов долларов. Причем контракт на эти перевозки между NASA и "Роскосмосом" постоянно продлевался. Его последняя версия действует до конца 2020 года. А тут санкции, коим американские космические концерны оказались рады необычайно…
Даже, так сказать, невооруженным глазом видно, что сотрудничество России и США в космической отрасли понемногу сворачивается именно по инициативе американской стороны. Используя события на Украине как предлог, американские аэрокосмические компании, очевидно, сейчас начали давить на NASA и правительство с требованием увеличить финансирование программ, направленных на создание в США новых собственных средств доставки в космос. Напомним, вице-премьер Дмитрий Рогозин в свойственной ему манере пригрозил американским политикам, что если так дело пойдет и дальше, то им придется отправлять своих астронавтов на МКС на батуте.
Между тем, компания SpaceX в конце мая уже презентовала общественности новую версию космического корабля Dragon — Dragon V2, которая, по утверждению ее создателей, будет способна доставить на МКС семь человек и возвратить их на Землю в любой точке планеты, пишет Expert Online. И, очевидно, именно этот космический аппарат NASA рассматривает, в первую очередь, как прямую замену российским "Союзам" при доставке своих астронавтов к МКС. Это, в отличие от "Шаттла", по сути, "получелнок", ведь Dragon самостоятельно только спускается с орбиты, а вот поднимается на нее с помощью одноразовой ракеты-носителя Falcon 9.
Причем эта система использовалась всего лишь четыре раза, что, по мнению экспертов, не позволяет сделать точных выводов о ее надежности. А вот по ракете-носителю "Союз-У" уже накоплена достоверная статистика безаварийных полетов: за последние пару десятилетий на 850 с лишним запусков имеется всего 21 отказ, что, по науке, считается высшей степенью надежности! Причем эти неудачные запуски произошли только с грузом, а не с людьми.
"В нашем большом мире американцы большое внимание уделяют безопасности, - рассказал в интервью Pravda.Ru главный научный сотрудник ИКИ РАН, профессор Олег Вайсберг. - Поэтому, я думаю, что рано или поздно этот проект будет все равно отработан. Тут вопрос, скорее, политический и экономический, потому что "Дракон" изготавливается все-таки частной фирмой, если я правильно помню. А она, как правило, более дешевые космические аппараты делает, потому что сама NASA делает более дорогие аппараты. Поэтому я думаю, что года через два-три, вполне вероятно, может произойти переход от "Союзов" к "Драконам".
И конечно, покупка места для астронавта в "Союзе" американцами все-таки дает заметный вклад в бюджет России. Поэтому я думаю, что отказ от "Союзов" все-таки негативно скажется на состоянии нашей космической программы, по крайней мере в этой ее части. Но, к сожалению, война есть война, все несут потери. Так что даже если война не горячая, холодная, это всегда связано с какими-то проблемами…"
"Потери России вследствие отказа от "Союзов" подсчитать пока трудно, давайте сейчас не будем этого делать, — рассказал бывший ведущий конструктор по пилотируемым ракетным комплексам РКК "Энергия", кандидат в космонавты, академический советник Российской инженерной академии Владимир Бугров. — А вот по поводу надежности новых американских ракет… Очень многое определяется степенью наземной экспериментальной отработки. Если отработка прошла достаточно большой объем и результат ее положительный, то… Ведь наш "Буран", в конце концов, с первого раза успешно слетал! В общем, главное определяется количеством денег, потраченных на экспериментальную отработку.
Но есть еще один фактор в вопросе совместного с США использования МКС, определяющий. Американская станция пристыкована именно к нашему служебному модулю, а не наоборот. И в процессе полета орбита станции снижается, поэтому периодически необходимо проводить коррекцию для подъема высоты орбиты. Это делается с помощью ракетных двигателей, которые установлены именно на нашем модуле. Поэтому поддержание станции на заданной орбите целиком и полностью зависит от нас, от наших двигателей. В принципе, если уж дело дойдет до того, что, как говорится, придется бить посуду друг у друга, то мы можем в принципе отстыковать наш модуль от американской станции и спокойно к нему стыковать все, что нам нравится.
Американцы в этом случае сдерживать высоту орбиты не смогут. А мы-то не пропадем! Больше того, я думаю, что американцы ведь люди грамотные, поэтому они, наверное, эту ситуацию тоже оценивают. И то, что наш "Союз" срочно будут менять на какого-то "Дракона" для полетов на МКС, — это, извините, какая-то брехня. Кто-то там, в США, запустил эту феньку — и больше ничего. Так, для испуга…"
Ну, и в заключение. Процесс импортозамещения в России набрал уже такие темпы, что его уже никак не остановить, даже если отношения с Украиной вдруг чудом наладятся и даже если США и ЕС вдруг напрочь отменят свои санкции. Несколько совершенно конкретных примеров последних дней.
Для многоцелевых подлодок проекта "Ясень", которые строятся на знаменитой верфи "Севмаш" в Северодвинске, частично поставлялось оборудование из Украины. Как сообщили Pravda.Ru в пресс-службе верфи, к настоящему времени уже найдены российские поставщики аналогичной продукции. Новейшие российские атомные подводные лодки теперь будут на сто процентов укомплектованы оборудованием отечественного производства. Такая же картина уже наблюдается при строительстве стратегических ракетных подлодок проекта "Борей" — там ставится уже все отечественное. Корабелы сработали оперативно, пожалуй, быстрее всех в России перейдя с частичного "чужого" на "свое".
Минобороны РФ в рамках сокращения зависимости от импорта намерено уже с 2016 года отказаться от использования легких ракет-носителей "Рокот", где есть некоторые украинские комплектующие — системы управления и наведения этой ракеты разработаны на харьковском предприятии "Хартрон" (бывшее НПО "Электроприбор"). Как сообщили Pravda.Ru в группе информационного обеспечения космодрома Плесецк, откуда чаще всего и стартовали "Рокоты", в дальнейшем минобороны может выполнить все задачи, используя легкие ракеты-носители "Союз-2.1в" и "Ангара", полностью отечественные.
Короче, обратной дороги нет…
Читайте также:
"Вояджер" загадочно исчез в космосе
США снова грозят звездными войнами
Украина попала пальцем в космос
Пришло время побряцать оружием?
В США пробуют изобрести свой "Союз"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.