"Запорожец" не машина…" — гласила довольно популярная в годы СССР пословица. Хотя, конечно, и "горбатые", и "ушастые", стоившие сравнительно небольшие деньги, довольно успешно решали проблемы "безлошадности" жаждущих собственных авто граждан. Но, наверное, никому и в советское, и в нынешнее время даже в голову не могла прийти мысль о том, что цитированная острота станет вполне "железной" реальностью.
Ведь Запорожский автозавод закрывается — совсем. Все его работники уже ознакомлены с приказом об увольнении, которое окончательно состоится 21 октября.
Собственно, и предшествующее состояние "АвтоЗАЗ" можно было назвать "производством" лишь с очень большой натяжкой. В июле, например, завод выпустил аж восемь машин — падение производства составило 98,5 процента. Рабочих частью перевели на "трехдневку", частью отправили в принудительные и не всегда оплачиваемые отпуска. Но всему приходит предел — держать дальше "вхолостую" десятки тысяч рабочих рук на такой громадине стало откровенно разорительным для владельцев.
Формально "билет на биржу труда" получит 21 тысяча человек. Но это только непосредственно занятые на заводе рабочие. Между тем, существует незыблемая общемировая статистика: на одного человека в автопроме приходится минимум пятеро работающих на него "смежников". Металлургов, химиков, производителей шин, электроники, двигателей (привет, Мелитопольскому заводу, выпускавшему движки для "Сенсов") и многой другой продукции.
А работники отделов продаж и фирменных сервис-центров, которых по Украине несколько сотен, с полсотней сотрудников на каждом минимум? Они ж абсолютно неконкурентоспособны в ухудшившихся рыночных условиях! Ведь и раньше-то они жили за счет спекулирования условием: "Либо вы соглашаетесь на наше ТО и ремонты по завышенным вдвое ценам, либо слетаете с гарантии". Так что после ликвидации самого "гаранта" потеснить на рынке автоуслуг гаражных "дядь Вась" у них явно не получится.
Что же вызвало закрытие единственного на Украине автопроизводства с полным циклом, а не "отверточной сборкой", как это происходит во многих филиалах зарубежных автоконцернов? Неужели сыграло роль "генетичеческое проклятие" запорожского "качества"?
Да нет, в последние десятилетия "АвтоЗАЗ" значительно остепенился. "Тюнинговали" его корейцы, а ведущая модель, "Ланос", — это, в общем, слегка модернизированный "Опель-Кадет". Хоть и 1992 года выпуска, но все же стопроцентный "немец". Так что даже доселе самая дешевая украинская легковушка "Сенс" (кузов и ходовая "Ланоса" с двигателем от "Славуты", нового "Запорожца") была достаточно добротной и надежной. И даже пользовалась некоторым спросом на российском рынке, правда, в основном, за счет баснословной дешевизны.
Конечно, авто 20-летней давности - по современным меркам, архаика. Но ведь не зря ж говаривал сам великий Форд, на вопрос: "Машина какой фирмы самая лучшая?" - твердо отвечая: "Новая!" Так что на Украине было немало желающих купить за восемь-девять тысяч долларов пусть морально устаревшее, но все же "новье", нежели зарубежные новинки в полтора-два раза дороже. Не говоря уже о европейском "старье", перегоняемом на Украину за ненадобностью.
Только ведь с начавшимся "покращенням", аккурат после победы путча на Майдане, и курс доллара прыгнул больше, чем в полтора раза, и зарплаты были даже в гривнах урезаны. А еще власть спешно приняла закон, разрешающий "мобилизацию" (то есть, безвозмездную конфискацию) частных авто в укроармию — на нужды "борьбы с терроризмом". Причем, по странной случайности, в список подлежащих реквизициям машин попали не навороченные "джипы" депутатов и чиновников, а "рабочие лошадки" простых работяг, типа "Жигулей" и тех же "Ланосов".
Ну, и потом, если на носу зримая угроза повторения "голодомора" (да и "холодомора" тоже), как-то не до покупки сверкающей лаком металлической "лошадки", хоть бы на хлеб (с понедельника опять подорожавший на Украине) хватило.
Впрочем, не будь даже актуальным прогрессирующее обнищание украинцев из-за взятого Киевом самоубийственного курса на мнимую "евроинтеграцию", с параллельным коллапсом экономических связей с Россией, местному автопрому все равно пришлось бы несладко. Ведь общей закономерностью "единой Европы" является то, что действительно национальные автопроизводители работают лишь в самых богатых и мощных странах. Типа Франции или Германии. Ну еще в Чехии продолжает выпуск продукции "Шкода", давно на корню закупленная ведущими немецкими концернами, или "Сеат" - в Испании, также выпускающий "реплики" "Фольксвагена".
А вот вполне добротный польский завод ФСО, выпускавший "Ланосы", с вхождением Варшавы в ЕС избегал банкротства лишь благодаря украинским заказам. В конце концов, "АвтоЗАЗ" его было и купил — правда, потом все равно избавился, своих "Ланосов" стало некуда девать. А причина проста: "единая Европа" — это еще и единый внутренний рынок. Между тем, вполне добротные машины старше восьми лет в той же Германии облагаются очень большим "экологическим" налогом, что стимулирует их продажу владельцами за бесценок. Естественно, в Польшу и другие страны Восточной Европы.
Ну, а теперь, судя по всему, на очереди еще и Украина. Хоть чем-то Киев отблагодарит евростолицы за поддержку Майдана, забрав у них весь автохлам, пусть и ценой гибели отечественного производителя. Хотя даже на покупку последнего нужны деньги. А где их взять безработным украинцам?
Это ведь только Париж, Берлин (да и Москва тоже) тратят колоссальные суммы на поддержку своих автогигантов, понимая, что на них "завязаны" интересы сотен тысяч работников, сограждан. А такой "банановой республике", как "великая европейская держава" Украина, на подобные "мелочи" обращать внимание недосуг. Потому современный "Запорожец" и стал "не-машиной", принесенный в жертву прозападными политиканами "на пути в благословенную Европу".
Читайте также:
Мировые автогиганты глушат моторы?
Автопрому Украины не позволят себя защитить
Пустите хохла в Европу! Европа вздрогнула
Украина: путь из варяг в Сомали
Новая глобализация: капитал против труда
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.