Грузия, Молдавия и Украина (последняя сильнее других пострадала от желания быть в одной упряжке со странами Европы) переживают первые дни ассоциации с ЕС. Соглашение Евросоюза с тремя странами было подписано перед выходными. Событие это, безусловно, станет поворотным в истории, а экономические последствия ассоциации не заставят себя долго ждать...
Что же будет дальше? А дальше будет сложный период перестройки под европейские стандарты, попытки выйти с товарами собственного производства на рынок Европы, может быть, повальная трудовая миграция в Евросоюз. Так выглядит ассоциация с Евросоюзом в глазах простых граждан тех стран, что подписали это соглашения. Однако перестроить экономические взаимоотношения между странами на административном уровне, на самом деле, будет гораздо сложнее. Так, еще осенью прошлого года Россия поднимала вопрос о том, чтобы лишить Украину возможности беспошлинно торговать со странами Таможенного союза в случае интеграции в ЕС. Если такое решение будет принято сейчас, то украинские товары на рынках Казахстана, Белоруссии и России подорожают, а значит, снизят свою конкурентоспособность. Сможет ли дать соответствующий спрос на украинские товары рынок Евросоюза - это вопрос скорее риторический.
Pravda.Ru ранее уже писала об отрицательном примере Болгарии, где после вступления в ЕС были уничтожены производства, и даже знаменитый болгарский перец начали ввозить в страну из-за рубежа. Все идет к тому, что точно так же акулам Евросоюза нужны будут и украинские товары. И молдавские. И грузинские тоже. Хотя думать об этом в странах, подписавших долгожданное соглашение, пока не хотят. "Грузинская продукция будет допущена на 450-миллионный рынок, это люди с высокой платежеспособностью. Такого рынка, как этот, у нас никогда не было", - прокомментировал, к примеру, ассоциацию Грузии с ЕС оппозиционный депутат Зураб Джапаридзе.
Читайте также: Николай Арефьев: Украинская контрабанда не пройдет через границу
"Я не знаю, почему эти республики верят, что они искренне нужны Европе со своими товарами. В первую очередь Европа ищет рынки сбыта для своих товаров, и все их правила, требования по организации этой торговли давно направлены на защиту основных участников ЕС, соответственно, на расширение рынков сбыта производимых ими товаров, продукции, - заявила в беседе с Pravda.Ru сотрудник финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, доцент и директор центра "Платежные системы" Светлана Криворучко. - Поэтому все, что показывает присоединение слабых стран восточной Европы, - это то, что никаких выгод эти страны не получили, более того, их промышленность, в том числе сельское хозяйство, например, в Болгарии, постепенно приходит в упадок в связи с невостребованностью болгарской продукции в Европе и невозможности ее продавать куда-либо еще. Таким образом, эти популистские решения больше политические, чем экономические. Я думаю, наверняка экономически необоснованные и непросчитанные так тщательно".
Читайте также: Андрей Колганов: Натурализация европейских товаров на Украине навредит России
Действительно, тот факт, что все три страны подписали соглашение об ассоциации с Евросоюзом именно в тот момент, когда против России ведется жесткая кампания с целью ослабления ее позиций, указывает на политические мотивы. Что касается экономики этих стран, то мы, конечно, со своей стороны могли бы за них попереживать, подсчитать убытки, но зачем тратить время на то, что власти этих стран и без России великолепно знают. К примеру, известно, что в документах кабинета министров Украины, в которых оцениваются экономические последствия соглашения, значится, что бюджет страны (напомним, и без того обанкроченной) за первый год действия подписанного соглашения об ассоциации с ЕС потеряет около 400 миллионов долларов. Об этом писала газета "Капитал" накануне исторического события. Но, как часто нам пишут в комментариях наши читатели, какое нам дело до того, как будут жить дальше грузины, украинцы, молдаване, столь отчаянно спешившие в ЕС и сжигавшие все мосты, связывающие их с Россией?
В настоящее время соглашение подписано, и сегодня для России главной задачей является оградить свой рынок от товаров, идущих из Евросоюза, дабы не стать для него очередным рынком сбыта, наравне с теми, кто сдался сам. Как уже известно, в ходе заседания Совета Евразийской экономической комиссии представители Белоруссии и Казахстана не одобрили повышение пошлин на ввоз украинских товаров, что, тем не менее, дает право России вводить ограничения в одностороннем порядке.
Читайте также: Светлана Криворучко: Принимая в ЕС слабые страны, Европа ищет рынки сбыта для собственных товаров
"Сейчас обсуждается вопрос, что мы будем вынуждены отменить нашу беспошлинную торговлю в рамках того, что Украина присоединяется к торговым правилам ЕС, соответственно, она не может удовлетворять нашим требованиям, и быть участником наших соглашений по поводу данного вопроса. Соответственно, она выбрала свой путь в ЕС, когда все наши соглашения, связанные с той же отменой торговых пошлин взаимных, они, очевидно, будут отменены", - предположила Светлана Криворучко.
В свою очередь, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков считает, что у России есть два пути:
"Можно либо изменить тарифы, либо оставить прежние тарифы, но тогда придется изменить администрирование. Представим, что Украина и ЕС имеет свободное соглашение о торговле, а у России с ЕС такого соглашения нет. Предположим, что Россия не хочет, чтобы европейские товары беспошлинно попадали сюда. Тогда надо либо вводить эти пошлины на границе России с Украиной, либо обеспечивать контроль за происхождением товаров, чтобы с украинской территории ввозились только украинские товары, но не европейские", - замечает эксперт.
Впрочем иные эксперты полагают, что таможенные заминки, связанные с перестройкой экономических взаимоотношений между странами, на российском рынке вряд ли отразятся в принципе. Поскольку рынок в современных условиях, в условиях глобализации быстро замещаем. И если украинские товары будут поступать в Россию ограниченно, или же в связи с вводом пошлин поднимутся в цене, то их место быстро займут товары из других стран. То же самое касается и товаров из Грузии или Молдавии.
"Они продают сельскохозяйственную продукцию (то, что мы от них потребляем) - вино и так далее, у нас есть масса предложений от других стран, есть Турция, Греция, которые поставляют свой товар, и они будут конкурировать, и кто победит, покажет время, - уверена Светлана Криворучко. - Ничего положительного от разрыва старых сформировавшихся связей я не вижу, это мое мнение. Потому что все порвать легко, создать новое лучше, но еще раз повторяю, что Европа принимает эти страны не для поднятия их уровня жизни, хотя это декларируется, а для расширения рынков сбыта своих товаров и продукции, это как бы скрытая форма".
И действительно, предположения о дальнейшей роли Грузии, Молдавии и Украины в Евросоюзе не с потолка взяты. Как заметила эксперт, опыт присоединения стран Восточной Европы не вызывает эйфории от тех результатов, которые получены за время их участия в ЕС.
Читайте также: Аза Мигранян: Договор об ассоциации добьет экономику Украины
Тем временем, существует еще одна проблема, связанная с соглашением, подписанным в конце прошлой недели. Она заключается в том, какую политику будет проводить российское правительство в отношении мигрантов, коих из Украины и Молдавии всегда было огромное количество. Так, Украина и Молдова входит в шестерку стран-основных поставщиков трудовой силы в Россию, наравне со среднеазиатскими странами и Азербайджаном. Как будет меняться миграционный поток в Россию и следует ли предпринимать какие-то меры против гастарбайтеров из стран, ассоциированных с ЕС?
"Это уже, наверное, не экономический вопрос, а политический. Дело в том, что Россия нуждается в квалифицированных кадрах, и по большому счету, то, что мы привлекаем людей и у нас есть работа, - это был положительный эффект и для России, и для этих стран, для людей, которые могли заработать денежные средства и содержать на это свои семьи. Если мы будем вынуждены закрыть границы в ответ на действия той же Украины, то я думаю, что это будет только минус для граждан Украины, которые уже на нашем рынке давно работают. А вопрос, нужны ли они европейскому рынку труда со своей безработицей высокой - это опять-таки все должно показывать время. Но, как говорят, старый друг лучше новых двух. Я считаю, что опять-таки Украина больше проиграет, чем выиграет, равно как и Молдавия. Один язык, социальные корни общие, исторические - это все больше плюсы, чем минусы, к сотрудничеству.
На сегодняшний день Европа показывает высокий уровень безработицы, очень высокий, особенно в странах посткризисных. Нужны ли им там дополнительно еще люди, которые будут претендовать на их рабочие места? Наверное, нет", - считает Светлана Криворучко.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.