Торговые автоматы, несмотря на уже длительную историю своего существования, продолжают завоевывать мир. В ряде стран они уже вытесняют традиционную торговлю (например, в Японии). Много с торговыми автоматами связано и экзотики. Так, теперь через автомат можно купить и живых крабов, и насекомых, и золотые слитки, и даже взять на прокат велосипед.
Хотя торговые автоматы получили широкое распространение относительно недавно, на самом деле им уже более двух тысяч лет! Впервые идею устанавливать в храмах незамысловатые автоматы, торгующие святой водой, высказал греческий инженер и математик Герон Александрийский. И не только высказал, но и претворил ее в жизнь! Причем, интересно, что устроены они были практически так же, как и современные. "Приемная панель" была сделана похожей на протянутую руку. На нее нужно было положить монету определенного веса, и рука опускалась вниз, а монета соскальзывала в специальный денежный ящик. Тем временем из крана начинала течь вода и текла ровно до тех пор, пока рука не возвращалась на место.
Позднее, в 17-ом веке в Англии были созданы автоматы, торгующие табаком, а с 1851 года там начинает быстро развиваться вендинговая торговля напитками — прежде всего соками и кофе. Со временем торговые автоматы усовершенствовались как конструктивно, так и в плане дизайна, а уж ассортимент у них сегодня очень разнообразен.
Сегодня без вендинг-обслуживания невозможно представить себе ни один современный город. Только в Европе, по данным Европейской ассоциации вендинга, установлено 4,5 млн торговых автоматов, при этом через них ежегодно продается товаров на 20 млрд долларов. В Германии более 2 млн таких машин. Еще больше их в США, а вот в Японии автоматы играют чуть ли не главную роль в сфере розничной торговли. В стране их 5,6 млн. Объем японского рынка торговых автоматов на сегодня самый большой в мире и составляет около 60 млрд долларов.
Читайте также: Новая глобализация: капитал против труда
При этом в России один продовольственный вендинговый автомат приходится на 100 тыс человек, в Европе — на 120 человек, а в США — на 20, так что мы тут от всех этих стран очень сильно отстали. Хотя люди старшего поколения, конечно, помнят советские торговые автоматы по продаже газированной воды. Стакан в них был один единственный, и его перед употреблением нужно было мыть самостоятельно, хотя в той же Болгарии в 1968 году стояли автоматы, в которых и кофе и газированная вода с сиропом разливались в индивидуальные картонные стаканчики. Сам пил и из тех, и из других и очень удивлялся, почему у них в Болгарии эти автоматы лучше, чем были у нас.
Впрочем и у нас существовал торговый автомат АТ-48 для продажи газированной воды в бумажные стаканчики, вот только мне он что-то ни разу в то время так и не попался! У одного из автоматов было "слабое место" — стоило ударить его в одно место посильнее, как "двушки" (двухкопеечные монеты) из него вылетали и мы, мальчишки, пользуясь этим вот так, понемногу, "грабили" нашу родную социалистическую страну.
Кстати, в Японии именно на дзидоханбайки или (так по-японски звучит название "торговый автомат") указывается название улиц и переулков, ну, а установлены они там практически везде, и даже в лесу на природе. Причем там их, понятно, никто даже и не думает ломать.
Читайте также: Как страхи ведут людей в магазин
Изначально в торговом автомате была заложена функция не только продавца, но и промоутера, ведь он уже является недорогой, но эффективной рекламой-напоминанием. Обычно пользователь проводит возле автомата как минимум 30 секунд, а это значит, что у него есть возможность не просто рассмотреть, но и запомнить рекламное обращение. Выгодно размещение рекламы на автоматах еще и тем, что их боковые панели подсвечиваются. Кроме того, благодаря автоматам удобно вести изучение сектора импульсивных продаж, на что при обычных исследованиях уходит немало времени и денег.
Помимо размещения на себе различной рекламы, торговые автоматы стали прекрасным объектом для проведения всевозможных рекламных акций. Например, как-то раз из одного автомата компании "Кока-кола" чьи-то невидимые руки выдавали не только сам напиток, но и различные вкусные сюрпризы — сэндвичи и пиццу!
Иногда креатив проявляется и в концепции самого автомата. Одни продают расслабляющую обувь, другие — золото небольшими слитками, а некоторые — живых крабов (Китай) и жуков-носорогов (Япония). В Голландии есть автомат, который может выдать вам на прокат велосипед, а недавно в Европе появились даже кабинки-автоматы для сна.
Читайте также: Загадка рекламы, или Одухотворенные сосиски
Впрочем и это далеко не предел. В Японии поговаривают о том, чтобы поставить на улицах автоматы для разговора с людьми. Дело в том, что там уже есть кабинки, в которых сидит человек и над которыми красуется надпись: "Поговорю с вами". Услуга пользуется популярностью, однако где же найти столько свободных людей? К тому же люди желают не только поговорить с другим человеком. Им хочется того, чтобы он их понял, проявил сочувствие, подбодрил. Все это повышает стоимость услуги, в то время как если вам хочется просто выговорится, то с этим делом справится и автомат. Поэтому наряду с живыми людьми хотят использовать роботов: ведь надо же людям как-то преодолевать свое душевное одиночество?! И без автоматов тут, видно, тоже скоро будет не обойтись!
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.