Российские законодатели последовательно ужесточают налогообложение. С чем это связано и как повлияет на состояние отечественного бизнеса и жизнь простых граждан для Pravda.Ru рассказал председатель комитета по налогам московского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Сергей Зеленов.
— Расскажите о готовящихся законопроектах по ужесточению налогового законодательства?
— Действительно, два таких законопроекта уже внесены в Госдуму. Первый призван дать возможность следственным органам внутренних дел самостоятельно возбуждать уголовные дела по статьям 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации за уклонение от уплаты налогов юридическими и физическими лицами соответственно. На сегодняшний момент возбуждение таких дел невозможно без проведения налоговой проверки налоговыми органами. Второй законопроект добавляет некое понятие недобросовестного налогоплательщика и призван в случае необходимости ограничивать в правах налогоплательщика при заключении им договоров и контактов с контрагентами.
— Какие цели этих законопроектов?
— Цель у обоих одна — дать возможность проверяющему более просто привлекать к ответственности налогоплательщиков. С точки зрения бизнеса это выглядит, как возможность скомпенсировать некомпетентность сотрудников этих органов более простым механизмом привлечения налогоплательщиков к ответственности.
Читайте также: Счастье на Кипре закончилось
— То есть, сейчас с этим существуют проблемы? Были какие-то прецеденты, когда квалификация следователей не позволяла возбудить дело?
— Когда Медведев был президентом, были проведены меры по декриминализации экономики, в том числе, введение нормы, что органы внутренних дел, Следственный комитет не могут возбудить уголовное дело по экономическим статьям без проведения выездной налоговой проверки налоговыми органами, так как именно там сосредоточены специалисты по налогам. И его функции — это как раз контроль за исполнением Налогового кодекса Российской Федерации. Это норма достаточно эффективно работала.
У Следственного комитета все же немного другие задачи. Но показатель эффективности его работы — количество уголовных дел. Руководитель Следственного комитета Бастрыкин открыто говорил, что количество возбужденных уголовных дел упало. Это называется палочная система. То есть им надо просто "делать палки", как говорят полицейские. Но это не является показателем. Понятно, что сумма возмещений, поступившая в бюджет по налогам, не зависит от количества возбужденных дел. Но пока этот показатель служит основой для оценки работы Следственного комитета, он является критичным.
У налоговой инспекция основная цель совершенно другая — наполнение бюджета. Как только было введено положение о возможности возбуждения дел только после проверки, возник конфликт интересов. Сейчас проводятся совместные выездные налоговые проверки. Налоговый орган привлекает сотрудника Следственного комитета либо органов внутренних дел, как обычно формулируется, для повышения эффективности, обеспечения оперативно-розыскных мероприятий в рамках проверки и тому подобного. И акт подписывается, как налоговым органом, так и представителем органов внутренних дел.
Известно много случаев, когда сотрудник органов внутренних дел, видя, что указанную в акте сумму налогоплательщик может заплатить (что хорошо для инспекции), не подписывает акт, оказывая давление уже на сотрудников налоговых органов. Потому что для следствия показателем является не уплата в бюджет, а возбуждение уголовного дела. В их интересах, чтобы в акте стояла сумма, которую налогоплательщик не может уплатить. Потому что в случае уплаты, налоговое дело, даже там если оно было возбуждено, прекращается. А это невыгодно для показателей полиции и Следственного комитета. Если закон будет принят, то у них появится возможность самостоятельного возбуждения уголовных дел.
Читайте также: "Все признаки вползания в кризис налицо"
Второй законопроекта, так сказать, более тонкая материя. У нас на данный момент в Налоговом кодексе нет понятия "недобросовестный налогоплательщик". Этот термин впервые был использован в 2006 году постановлением Высшего арбитражного суда №53. По сути это постановление Высшего арбитражного суда является краеугольным камнем при рассмотрении судами налоговых споров в части не должной осмотрительности или недобросовестного исполнения.
Авторы законопроекта говорят, что они хотят эту практику отразить и узаконить в Налоговом кодексе. Как мне представляется, здесь есть большая доля лукавства. Потому что законопроект, состоящий из 4 пунктов, по сути никак не может закрепить практику, выработанную судами. Фактически получается наоборот, не закрепить ее, а абсолютно дезавуировать.
Кроме того, законопроект предполагает неимоверно затруднить всякую деятельность по совершению сделок купли-продажи. Например, чтобы приобрести у кого-то товар, я должен узнать, что продавец зарегистрирован по всем правилам, убедиться в наличии у него производственных мощностей, наличии персонала, наличии опыта в этой сфере деятельности, в своевременной уплате налогов!… Как предприниматель может узнать эту информацию? Никак! Налоговому инспектору может не понравиться, что угодно, например, сайт, и он скажет: "Вы же видите, сайт за 5 тысяч рублей. Значит, это несерьезная компания". И так можно сослаться на все прочее. То есть перечень предъявляемых претензий будет открытым.
Читайте также: Как налоговые каникулы стали галерами
Сейчас есть судебная практика, которой мы следуем. Но самое плохое, наверное, в том, что законопроект по сути полностью лишает возможности открывать любой новый бизнес. Ведь там четко сказано, что нельзя иметь дела с теми, кто не имеет опыта работы в этой сфере. Если вы начинающий предприниматель, то скорее всего, после вступление закона в силу с вами работать не будут, потому что у вас опыта работы нет. Если небольшой персонал — тоже проблема. Опять же с малым предпринимателем никто работать не будет. По сути, малый бизнес и все, кто только начинает свою работу, заранее обречены. Компания, которая существует меньше года — все ребята, до свидания. В тендерах не участвовал — до свидания. Иначе риски у меня, а я их очень не хочу. Как убедиться в том, что вы вовремя выплачиваете налоги, это — тоже большая проблема. В налоговый орган я не могу обратиться с этим вопросом — налоговая тайна. Можно только взять клятву, но вряд ли какой-то суд будет рассматривать это серьезно. В общем, вопросов очень много...
— То есть законопроект усложняет взаимоотношения именно между предпринимателями и препятствует самому созданию и развитию нового бизнеса.
— Да. По большому счету, государство пытается перенести часть функций налогового органа на предпринимателя, возлагая на них ту же ответственность, но не давая никаких инструментов для реализации этих обязанностей. Это просто абсурдно. Очень хочется надеяться, что в таком виде законопроект не пойдет. Ведь этот закон, по сути, направлен именно против малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес, скорее всего, особо не пострадает. Большие компании могут ужесточать требования для конкурсов. А вот бизнес малый и средний будет вынужден постоянно что-то доказывать, изначально оправдываться, собирать бумажки…
Сейчас у нас презумпция невиновности налогоплательщиков в налоговом кодексе есть. А согласно подготовленному законопроекту, если не было налоговой проверки, то ваша добросовестность налогоплательщика уже под сомнением. Своевременная уплата налогов тоже ничего не значит. Только налоговый орган после проверки сможет подтвердить добросовестность. А без этого работать с кем-то, конечно, в случае принятия такого закона будет уже опасно.
Читайте также: Малый бизнес задушат в льготных объятиях
— В прошлом году очень много говорилось о том, что в России будут введены налоговые каникулы, которые в течение трех лет позволят не платить налоги начинающим предпринимателям. Почему этот закон так и не принят?
— Ситуация с экономикой в нашей стране очень сложная и, наверное, говорить о том, что государство сейчас может давать какие-то льготы, близко к утопии. Много говорится о льготах начинающим предпринимателям и звучит призывов к развитию малого бизнеса. Какие-то реальные меры действительно принимаются, но они очень легко нивелируются многими другими действиями, как раз типа таких законопроектов.
Как обычно есть конфликт двух интересов. Интерес ближайший, срочный у нас все время является приоритетным. Поэтому приходится все время тушить пожары в нашей экономике. В последнее время задача — насыщение бюджета денежными средствами. Но есть и вторая задача — перспективная. Не получится корову одновременно доить и отрезать от нее куски мяса. Так не бывает. А в экономики у нас сейчас примерно так все и происходит.
Власть хочет, чтобы бизнес рос и давал налоги. Но при этом власть хочет иметь возможность задавить его в любой момент, имея подозрения о том, что он какой-то недобросовестный. В кулуарных беседах сотрудники следственных и налоговых органов называют предпринимателей в основном фигурантами. То есть они ко всем изначально относятся, как к фигурантам уголовного дела. При такой позиции, конечно же, развитие малого, среднего бизнеса сложно.
Читайте также: Бизнес в России: плохому танцору...
Экономическая ситуация и без того тяжелая. Но именно сейчас говорится, что будут сокращаться чиновники. Где людям работать? Малый и средний бизнес не дает много налогов. Да, это — небольшие поступления. Но малый бизнес дает больше всего рабочих мест. И это нужно помнить и понимать его значение. Как только закрывается малый бизнес, люди лишаются рабочих мест, государство платит пособия, создается социальная напряженность. Конечно, краткосрочный план, который у себя поставил Минфин, будет выполнен. Налоговый, Следственный комитеты сделают свои палочки. Но что ждет в будущем?
Государство должно проявить стратегическое мышление. Все деловые общественные организации говорят об этом. По большому счету бизнесу нужен только одно — покой. Вот сделали вы, скажем так, налоговую политику, не трогайте ее хотя бы 5 лет. Пусть люди приучатся к правилам игры, пусть они начнут нормально работать, а не дергаться и постоянно все переделывать.
Сейчас много говорится об инновационном бизнесе, о внедрении инноваций в производство. Производство — это вообще долгие деньги. Нельзя играть в долгие деньги по правилам, которые постоянно меняются. Это невозможно. А у нас правила и законы меняются постоянно. Вот и эти законопроекты — очередной пример. Арбитражная практика по тому же постановлению Высшего арбитражного суда развивалась с 2006 года. И она стабилизировалась более-менее только в 2010-м году. А только введется упомянутый закон, все предыдущие решения будут забыты. Плюс у нас сейчас реорганизуется суд. Вы представляете, что за неразбериха будет?! Заново в течение 8-10 лет будет формироваться новая практика. Как будет жить с этим бизнес сложно представить. У нас происходит циклично одно и тоже. Сейчас Следственный комитет опять станет органом со сверхполномочиями. Но я уверен, что лет через 5-7 его полномочия сократят до минимума или вообще закроют или сделают, что-нибудь новое. И так во всем.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.