Россия входит в "неклассическую" рецессию

Как рецессия отразится на жизни россиян

Средства массовой информации со ссылкой на Алексея Улюкаева пишут, что российская экономика уже вошла в рецессию. В то же время некоторые экономисты утверждают: что-то стало не так с финансовой наукой, замечаются в экономике ранее не виданные, парадоксальные процессы. И рецессия тут, может быть, даже не повод для уныния. Pravda.Ru нашла ответы на волнующие россиян вопросы.

Как рецессия отразится на жизни простых россиян? На что могут вырасти цены — на топливо, продукты, ширпотреб или на все сразу? И есть ли вообще что-то обнадеживающее в экономическом состоянии страны? Столько вопросов сразу навеял российский "экономический" министр своими мантрами про рецессию. Попробуем разобраться.

Студенты соответствующих вузов еще на третьем курсе проходят, что рецессия в экономике (и в макроэкономике) обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Происходит термин от красноречивого латинского recessus — отступление. А сам спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (стагнацией) или его падением на протяжении более полугода. Рецессия является одной из фаз экономического цикла (конъюнктура), следующей после бума и сменяющейся депрессией. Но это по классическим учебникам, составленным в основном по западным канонам.

А в нашей "неклассической" России, к которой не подходит пресловутый общий аршин, похоже, и экономическая наука растерялась. Рецессия-то она, конечно, где-то есть, раз сам министр говорит, но что-то какая-то странная. На уходящей неделе инвесторы стали интенсивнее наращивать вложения на российском рынке акций. Как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на данные Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), фонды, ориентированные на Россию, привлекли почти 50 миллиона долларов. Приток зарубежных инвестиций на российский рынок акций усилился! На этой неделе объем инвестиций в три раза больше, чем неделей ранее. Ого!

Улучшение ситуации на рынке в значительной степени обусловлено ослаблением опасений инвесторов относительно Украины, отмечают аналитики Sberbank investment research, на которых ссылается то же издание. Умеренная рецессия в экономике России, по всей видимости, уже отражена в ценах. По сути, Украина смягчила нравы мировых инвесторов! Таким образом, будущее рынка теперь зависит в основном от деэскалации напряженности на востоке Украины и отсутствия новых санкций, а также от продолжительности и глубины спада макро- и микроэкономики России, говорят некоторые финансовые аналитики. Но есть и другие мнения, другие взгляды на саму ситуацию.

Читайте также: "Санкции США - серьезный сигнал нашей элите"

"В первую очередь, сейчас мы наблюдаем небольшое сокращение и отсутствие роста реальных доходов населения, — рассказала в интервью Pravda. Ru генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Гузелия Имаева. — При возможных геополитических и экономических рисках это может повлиять и на уровень инфляции, вызвать падение доверия населения к финансовым институтам. В целом, вопрос о рецессии связан с уровнем доходов населения — то есть, будет сокращаться платежеспособный спрос в том числе. Это всегда очень взаимосвязанные вещи, поэтому, скорее, если мы будем наблюдать какой-то рост, то он затронет все отрасли, все направления — что-то в большей степени, что-то в меньшей степени. При сохраняющемся росте инфляции и отсутствии роста реальных доходов населения. То есть, этот разрыв говорит о том, что у нас будет вынужденное сокращение потребления в какой-то степени".

А ведь в то же время, с точки зрения потребительских настроений, мы не видим каких-либо панических ноток! Например, наше население демонстрирует свое отношение к международным санкциям — в целом, санкции не очень-то волнуют россиян. Люди, в общем, не считают, что это может как-то повлиять на их текущую жизнедеятельность, и большинство не собирается менять стратегии использования привычных финансовых инструментов. Есть другие факторы, связанные с ростом патриотизма.

С экономической точки зрения, внешнеэкономическая ситуация, наверное, стимулирует в большей степени внутренние источники роста, говорит Гузелия Имаева. Нам не приходится надеяться на какие-то иностранные инвестиции, но это как раз стимул для того, чтобы внимательно посмотреть на внутренние ресурсы развития. В результате государство сейчас достаточно серьезное внимание уделяет теме повышения благоприятности предпринимательского климата. Сейчас обсуждается вопрос налоговых каникул для разных отдельных отраслей. Бизнес все равно остается платформой для экономического развития, несмотря на причитания о рецессии, то есть, в переводе с латыни, об отступлении! Не такой уж это и пугающий термин, получается. Кутузов вон до Москвы отступал, а потом как…

"На самом деле, темпы развития у нас действительно замедляются. И факторы санкций тут тоже имеют свое влияние, — рассказала в беседе с корреспондентом Pravda. Ru руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян. — Если говорить о влиянии данной ситуации на уровень жизни населения, то, скорее всего, в текущем году мы не можем ощущать каких-то существенных изменений в виде падения доходов населения или сокращения потребительских расходов. Скорее, у нас будет изменятся структура этих расходов и структура формирования капитала населения, его сбережений, использования населением своих доходов".

По словам экономиста, если до этого года значимая часть доходов населения оставалась в виде накоплений, сбережений на счетах, очевидно, в этом году больше будет тратиться на продукты потребления, товары первой необходимости, то есть на то, что используется в текущем периоде. Так же можно спрогнозировать изменение структуры потребления.

В предыдущие два-три года превалировали покупки долгосрочного характера, росла доля использования различного рода услуг: туристических, бытовых, коммерческих — тех, которые связаны с улучшением условий жизни. Естественно, что в первую очередь, в условиях, когда наступает рецессия, будет сокращаться именно эта доля расходов в общем объеме расходов населения. Сократится уровень сбережений, соответственно, в среднесрочной перспективе, где-то через год, мы можем наблюдать возможное ухудшение состояния рынка дорогих, премиум-класса, продуктов, товаров. И, соответственно, снижения спроса на рынки недвижимости и движимого дорогого имущества в виде дорогих автомобилей и других вещей, которые не относятся к классу первой необходимости.

Читайте также: Западный инвестор тайно идет в Россию

Цены растут, в зависимости от изменения курса, в большей степени на импортные продукты, это мы уже ощутили за счет курсовых колебаний, которые были в первом квартале. Пока ситуация более-менее стабилизировалась, и, в зависимости от того, как будет стабилизироваться состояние валютного рынка, курсов, мы можем ожидать увеличения стоимости импортной продукции. С точки зрения экономики в целом, это имеет некоторые плюсы, когда дает шансы отечественным производителям замещать импортную продукцию, тем самым увеличивая собственное производство, это может стать некой поддержкой для национальной экономики России. Но с точки зрения интересов потребителя, естественно, возможно сужение возможностей.

Есть ли вообще что-то обнадеживающее в экономическом состоянии страны? "В экономике всегда есть что-то обнадеживающее, потому что любое ухудшение — стимул для прорыва, для роста. Без этого ни один экономический цикл не существует, — говорит Аза Мигранян. — Поэтому впадать в пессимизм из-за того, что у нас снизились темпы роста, не стоит, хотя тут мало повода для радости. Но тем не менее, использовать те моменты, которые создает такая ситуация, необходимо!"

Кроме того, положительным моментом, конечно же, краткосрочного характера будет являться то, что снижение курса национальной валюты позволит некоторым образом компенсировать дефицит бюджета. Естественно, что эти краткосрочные дефекты будут направляться на решение социальных вопросов. То есть, скорее всего, это будет продолжение финансирования в установленных объемах по сфере здравоохранения, образования, поддержки социально незащищенных слоев населения.

Это можно рассматривать как один из промежуточных этапов противостояния данной ситуации, то есть помощи населению, когда мы можем иметь более высокие темпы роста инфляции, нежели планировали. Хотя говорить о каком-то значимом, преломляющем эффекте этого фактора мы не можем. Это всего лишь краткосрочный, небольшой экономический рычаг, который позволит в достаточно краткосрочном периоде, полгода-максимум год, приостановить процесс распада, но не решить проблемы, добавила Аза Мигранян.

Читайте также: 

США снова промахнулись с санкциями

Защититься от доллара по-сталински 

Как перекроить экономику и уйти от давления?

 

 

 

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить