Страны Таможенного союза могут ввести единую валюту, предположительно под названием "алтын". К этой валюте могут присоединиться еще несколько стран бывшего СССР. Новая единая валюта появится не позднее 2025 года, хотя в свете санкций против России процесс введения алтына может быть ускорен. Каковы перспективы такой валюты? И как скоро она появится?
Единой валюте посвящены два раздела проекта договора о создании Евразийского экономического союза, который подпишут в мае 2014 года. В прессе уже вовсю отмечается, что к общему финансовому пространству в случае введения алтына могут также присоединиться Киргизия, Армения и Таджикистан. Если вспомнить недавнюю историю, идею о создании единой валюты предложил сначала президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, а в 2012 году поддержал российский лидер Владимир Путин. А вот президент Беларуси Александр Лукашенко, который хотя и поддерживает тему в принципе, судя по прессе, пока очень осторожно относится к ее реализации.
С Лукашенко вообще-то все примерно понятно: сейчас экономика Казахстана составляет 10 процентов от российской, экономика Белоруссии - всего лишь около трех. И осторожный белорусский лидер по вполне понятным причинам переживает, чтобы белорусское производство не было поглощено могучими соседями. Впрочем в том, что Белоруссия хоть как-то пострадает при введении единой межнациональной валюты, сомневаются практически все эксперты, которые уже успели высказаться в прессе по этому поводу. Никакого вреда, кроме пользы, - вот такое общее мнение экспертного сообщества по этому поводу.
Сейчас в прессе в связи с этим уже идет речь и о создании наднационального мегарегулятора единой валюты -- Евразийского центробанка (ЕЦБ), который будет жестко подчиняться совету из президентов или премьеров государств ЕАЭС. Мегарегулятор практически полностью возьмет на себя функции национальных банков, что будет означать общие правила игры для финансовых систем. Хотя, конечно, нацбанки останутся как таковые.
Читайте также: ТС и Украина: отряд не заметит потери бойца
Предполагается, что наличный алтын будет очень сильно внешне похож в первую очередь на российский рубль, хотя тут уже дело за дизайнерами и художниками - как нарисуют, так и будет. Во всяком случае, степеней защиты алтына (если, конечно, именно такое название для этой валюты в конце концов примут) будет не меньше, чем у нынешнего российского рубля. Предполагается, что сначала новая валюта будет безналичной, а наличные деньги появятся через какое-то время. При этом наличные российские, белорусские рубли или тенге поначалу будут ходить параллельно с евразийскими деньгами.
С проектом документа и с его приложениями, охватывающими все сферы экономики, от валютного, таможенного, налогового регулирования до энергетики и промышленной политики, в принципе, можно без труда ознакомиться на официальном сайте минэкономразвития.
В частности, некоторые разделы проекта посвящены совершенно конкретно совместной валютной политике и финансовым рынкам. На первом этапе предполагается создать консультационный совет, в состав которого войдут главы центральных банков государств-участников, которые будут отвечать за курсы национальных валют, регулирование банковской и страховой деятельности, унификацию рынка ценных бумаг. То есть перспективы процесса вроде бы официально уже обозначены. Но: как все-таки этот процесс может пойти и как скоро он может закончиться?
"Не зря народ наш поговорку создал "не было ни гроша, да вдруг алтын". Я на это смотрю с очень сдержанным оптимизмом по той причине, что опыт показывает, что без элементов политической интеграции единую валюту создать невозможно, - считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, поделившийся своим мнением с Pravda.Ru. - И безуспешные попытки это сделать, например, в рамках союза Россия-Белоруссия это еще раз доказали. А вот по поводу введения в наши отношения в рамках евразийского союза элементов политической интеграции наши соседи и с Запада, и с Востока, и с Беларуси, и с Казахстана выступают категорически и очень решительно против. Только экономическая интеграция.
Но в рамках чисто экономической интеграции единую валюту сделать невозможно. Ну потому что надо создавать наднациональный эмиссионный центр, а чтобы его создать, должны быть наднациональные политические структуры, иначе непонятно, а кто, собственно, его будет создавать и формировать и кто им будет управлять? Не так все просто..."
"Процесс создания некой корзины валют - это вообще достаточно длительный процесс, - рассказал в интервью Pravda.Ru доктор экономических наук, профессор РГГУ Валерий Аксенов. - Пока я плохо себе представляю, как этот процесс может быть ускорен. Очень много существует организационно-технических моментов. Не политических моментов, а чисто организационно-технических моментов, которые требуют согласования. И поэтому давайте вспомним историю, она не такая далекая, сколько по времени создавалось, например, евро. Потому что у каждой страны все-таки есть самостоятельные свои интересы, тем более, что Таможенный союз, при всем том, еще менее продвинутое даже интеграционное объединение, чем было Европейское сообщество при создании евро.
Поэтому в перспективе может быть все, в том числе, если именно такая цель поставлена, и единая валюта все равно будет создана. Да, нынешние санкции будут фактором, который будет подталкивать, ускорять этот процесс. И тут есть разные варианты. Некоторые коллеги-экономисты говорят о сложности перехода расчетов на рубли за экспортные наши основные товары нефть и газ, но мнения тут опять же разные. В свете неизбежной интеграции единая валюта будет - иного не дано, поскольку к интеграции последовательно и активно стремятся и Россия, и Казахстан, и Белоруссия. Но ожидать, что это будет быстро и сразу, я бы не стал".
И в заключение - давайте вспомним о том, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. С тем же евро, единой валютой для более чем 320 миллионов европейцев, тоже было "не все сразу".
В безналичных расчетах евро были введены с 1 января 1999 года, в наличных - с 1 января 2002 года. На протяжении двух месяцев, то есть до 28 февраля 2002 года, евро и национальные денежные знаки двенадцати первых стран еврозоны обращались параллельно. После окончания переходного периода национальные денежные знаки были полностью заменены на евро и перестали быть законным платежным средством. В странах, присоединявшихся к еврозоне после 2002 года, переходные периоды сокращались до двух недель. Наличные евро сейчас полностью заменили национальные валюты 18 (из 28) стран Европейского союза. И опять же это было не так просто, как может показаться.
Читайте также: Члены ТС соревнуются в падении курса валют
Еще при подписании договора о Европейском Союзе в 1992 году, например, Великобритания и Дания в специальном протоколе оговорили свое право не переходить к введению единой валюты. В Швеции и Дании прошли референдумы, на которых большинство высказалось против принятия евро. В марте 2013 года министр финансов Швеции заявил, что введение евро в Швеции не планируется.
А как с евро в бывших осколках СССР? Так вот, только в результате политики жесткой экономии после прихода кризиса Латвия смогла выполнить все требуемые критерии и лишь с 1 января 2014 года вступила в зону евро. Эстония смогла выполнить все Маастрихтские критерии несколько пораньше и перешла к еврозоне пораньше, с 1 января 2011 года. Ожидается, что Литва полностью перейдет на евро лишь с 1 января 2015 года. Так что не все так просто...
А почему все-таки алтын, спросите. Да все просто: по тому же Далю это традиционный номинал принятой несколько веков назад русской денежной системы, монета в шесть денег или в три копейки. В принципе, алтын чисто психологически - это весьма демократично: ни по-русски, ни по-казахски, ни по-белорусски. Слово пришло из татарского.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.