Вслед за информационными схватками между Украиной и РФ начались первые операции торговой войны. Вновь введенные запреты на конфеты, рыбу и сыры могут привести к витку более серьезных мер, которые станут катастрофой для одной из сторон. О том, чем закончится в перспективе межгосударственное торговое противостояние, рассуждают эксперты Pravda.Ru.
Больше недели назад Украина забраковала конфеты, сыр и рыбу российского производства якобы по причине неудовлетворительного качества. Проверка была проведена по инициативе главы фракции националистической партии "Свобода" Олега Тягнибока. В результате под запрет украинского Госпотребнадзора попали продукты российских заводов "Красный Октябрь", "Рот Фронт", "Кондитерский концерн "Бабаевский", "Лакталис-Истра", "Вичюняй Русь" и "Роскон".
Это был первый шаг к развязыванию торговой войны с Россией. И, скажем прямо, шаг не оригинальный, а вполне известный всем россиянам, несколько месяцев назад проводившим с поста руководители Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Бывший главный санитарный врач России не единожды ставил запреты на ввоз в страну продуктов ненадлежащего качества, которое обнаруживалось вдруг на фоне политических разногласий со странами-производителями.
Читайте также: Чума, мясо и никакой политики
Да, собственно, и не Онищенко первым придумал и применил такой рычаг давления, как запрет на ввоз той или иной продукции. Такие торговые войны традиционно ведутся по всему миру, а иногда и вовсе доходят до абсурда, до торговой блокады с использованием механизмов эмбарго, что, например, испытала на себе Куба со стороны Соединенных Штатов. Но, конечно, торговая война, которая сегодня развязывается между Россией и Украиной, не может перерасти в эмбарго, просто потому что рынки обеих стран слишком связаны друг с другом.
Тем не менее, Россия уже ответила Украине ответными действиями, запретив в понедельник ввоз в страну молочной продукции украинских заводов, таких как "Рось" филиал "Ахтырский сыркомбинат", "Пирятинский сыркомбинат", "Гадячсыр", "Золотоношский маслодельный комбинат" и "Техмолпром". При этом ту российскую продукцию, которую Украина обвинила в несоответствии своему законодательсву, Роспотребнадзор признал безопасной.
Очевидно, что следующий шаг в торговой войне, должна сделать Украина, и сегодня правительство страны задумалось о возможности выхода страны из Межправительственного соглашения между Украиной и Россией о беспошлинной торговле и Ашхабадского соглашения о производственной кооперации в рамках СНГ. Об этом заявил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Отмена беспошлинной торговли с Россией может очень негативно отразиться на ценах на рынке страны, что в первую очередь коснется, конечно же, простых украинцев, которые даже российские автомобили вынуждены будут покупать по более высокой цене.
Так, например, сейчас из России поставляется на украинский рынок с нулевой пошлиной автомобили "Лада", ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, ЗиЛ, а также иномарки российского производства Volkswagen Polo, Hyundai Accent, Kia Rio, Peugeot 408, Renault Logan. В будущем Россия собиралась поставлять на Украину, опять же с нулевой пошлиной, такие автомобили, как Datsun, Mitsubishi Outlander, Citroen C4, Nissan Almera и прочие марки, включая грузовики. Однако если соглашение между Россией и Украиной будет расторгнуто, эти авто на украинском рынке значительно подорожают в связи с вводом пошлины в размере 10 процентов.
"Прежде всего, пострадают, конечно, отрасль сельскохозяйственного назначения, это производство провианта, это производство кондитерской продукции. Все другие отрасли тоже, которые относятся, скажем, к легкой промышленности, текстильной, или же машиностроительной, — рассказал корреспонденту Pravda.Ru замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько, — Дело в том, что действительно многие производители использовали российские автомобили для сборки, или же просто для импорта, но учитывая тот факт, что украинская экономика находится сейчас в стагнации, производство легковых и грузовых автомобилей упало там в разы, то, соответственно, заменить и заполнить этот рынок дешевыми товарами украинские производители не смогут, его займут, скорее всего, либо китайские производители, либо же это будут какие-то европейские дешевые автомобили, подержанные причем, вероятнее всего".
Читайте также: Украинский фермер на рынке ЕС: пан или пропал
Но самым худшим вариантом развития событий для Украины, по мнению Безпалько, может стать разрыв сотрудничества между производствами, которые находятся на юго-востоке страны, и российскими заводами, которые являлись главными для них заказчиками.
"В Украине и так сейчас находятся в достаточно плачевном состоянии отрасли, которые связаны с военно-промышленным комплексом, с авиастроением, с космическими технологиями, по большому счету они все держались исключительно за счет российских заказов. В частности заказов, связанных с обороной. Поэтому такие гиганты, как "Мотор сич", как "Тяжмаш" и другие, тоже будут обречены на медленное умирание фактически. Россия достаточно давно взяла курс на замещение украинских двигателей и запчастей, и всего остального, что может потребоваться для военной техники, создавая свои собственные производства, поэтому сокращала закупки у этих предприятий. И действительно, подобного рода тактика себя оправдала, потому что сейчас, в случае объявления торговой войны, пострадали бы российские вооруженные силы, и они сейчас, если пострадают, то в меньшей степени", — заметил Богдан Безпалько.
Таким образом, в результате торговой войны Россия пострадает в гораздо меньшей степени, нежели Украина. Ведь, как писала Pravda.Ru ранее, экономика страны долгие годы держалась за счет тех юго-восточных регионов, где находились главные производства, сотрудничающие с Россией. И если торговля с РФ прервется, эти производственные гиганты просто останутся без заказов, что в конце концов, приведет к полной или частичной их остановке.
Тем не менее, по словам депутата Верховной Рады и члена президиума ЦК КПУ Александра Голуба, люди, которые сегодня возглавляют центральную власть в Киеве, готовы на полный разрыв отношений с Россией, поэтому вопрос развязывания торговой войны был вопросом времени. По словам эксперта, и западным властям, "которые спонсировали этот переворот и оказывали моральную поддержку нынешнему так называемому руководству Украины", абсолютно безразлично, какие экономические потери понесет конкретно Украина и ее жители от разрыва отношений с Россией.
Читайте также: Бумеранг санкций прилетит в Прибалтику
"Потери для России будут менее ощутимы, чем для Украины, для Украины это потери станут катастрофическими, поскольку на Россию, и именно на торговые отношения с ней, в основном, ориентирован промышленный юго-восток страны. И совершенно очевидно, что введение ограничений и шаги, которые сокращают, прежде всего, экономическое сотрудничество (что идет в след за политическим), понятное дело, что на Украине отразятся с большим негативным эффектом, чем на России, хотя, для России они, наверное, тоже будут заметны", — считает Голуб.
Подчеркнем, что торговая война между РФ и Украиной страшна еще и тем, что страны являются транзитными друг для друга по части экспорта. И речь идет не только о газопроводе, через который по территории Украины поставляется в Европу российское голубое топливо. На прошлой неделе, например, Россия заблокировала поставки украинского сахара в Среднюю Азию, которые осуществлялись транзитом через РФ. Таким образом, торговое поле боя двух стран оставляет простор для самых различных маневров, вопрос только в том, следует ли к прибегать ко всем из них в войне, из которой ни одна из сторон не может выйти абсолютным победителем?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.