Премьер-министр Дмитрий Медведев внес в план законотворческой деятельности правительства России на 2014 год разработку законопроекта об обязательном страховании в сфере космической деятельности. К ноябрю Роскосмос и те федеральные органы исполнительной власти, которые "в теме", должны разработать и представить в правительство такой документ.
Судя по срокам, этот документ будет принят только в 2015 году. Но некоторые вопросы возникают уже сейчас. По-видимому, премьер не изобретает что-то "свое", а в первую очередь выполняет указания президента. Как пишут "Известия", вопрос необходимости введения обязательного страхования космических рисков в числе прочих буквально накануне обсуждался на встрече Владимира Путина с руководителем Роскосмоса Олегом Остапенко. При удачном раскладе и безостановочной работе нашей колоссальной бюрократической машины законопроект об обязательном страховании в сфере космической деятельности внесут на рассмотрение Госдумы в феврале 2015 года.
Читайте также: Страхование жилья от ЧС: бес затаился в цифрах
По информации издания, на космическое страхование могут быть выделены немалые суммы из бюджета, хотя точный размер инвестиций еще, вообще-то, не определен. И тут все понятно:
Хотя некоторые, так сказать, независимые неправительственные эксперты уже оценивают объем рынка обязательного космического страхования в 45-55 миллиардов рублей. Они исходят, как можно понять из их комментариев, из того, что уже около десяти миллиардов "крутится" в этом сегменте.
По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), с 1990-х годов добровольной страховой защитой были обеспечены более 200 международных и федеральных космических проектов, а страховые выплаты в целом превысили 150 миллионов долларов. В России рынок страхования космических рисков, если разобраться, достаточно узок: его игроками являются несколько крупных страховщиков, а также компании, специализирующиеся исключительно в этой сфере.
Надо сказать, только-только появившись, эта не только космическая, но и финансово-экономическая тема сразу же стала темой для обсуждения в кругах активной и небезразличной к таким вопросам интернет-общественности. Хотя если подробнее вдаться в историю вопроса, то, вообще-то, дискуссия о целесообразности обязательного страхования космических аппаратов, построенных за бюджетные деньги, возобновляется после каждой резонансной аварии, которых, сами знаете, было в последнее время немало. Перечислять не будем — "Правда.Ру" писала обо всех достаточно подробно. Не будем лишний раз бередить больные раны Роскосмоса…
Отметим только, что в декабре 2010 года, после неудачного старта "Протона-М" с тремя спутниками "Глонасс-М", было решено страховать в обязательном порядке уникальные, можно сказать, опытные космические аппараты: спутники вещания, научные станции. На 2012 год Роскосмос просил выделить на эти цели 1,9 миллиарда рублей, но в итоге получил только 1,2.
А вот серийные аппараты, показавшие свою надежность, по-прежнему не очень-то и страхуются. Хотя убытки от их аварий (они ведь тоже порой случаются), судя по отраслевой прессе, для бюджета не менее тяжелы. Не три копейки ракеты стоят… Впрочем, все цифровые данные по этой теме также открыты, не будем "наступать на мозоль" уже минфину — кому интересно, их и сам без труда найдет. Не о том речь.
Страховое сообщество, судя по появившимся уже публикациям, даже готово предоставить разработчикам грядущего законопроекта всю необходимую статистику, которая послужит базой для расчета финансовых параметров услуги, определения перечня рисков и условий страхования. Интерес понятен: согласно федеральным целевым программам, на развитие космической отрасли в среднесрочной перспективе из федерального бюджета будет выделено более 540 миллиардов рублей. И средства на страхование запусков в этих суммах явно изыскать можно будет.
А речь о том, какой именно аспект этой темы сейчас обсуждают в интернете экологи, ученые и просто люди, которым это интересно. Дело в том, что, судя по всему, пока речь идет только об обязательной страховой поддержке непосредственно космических запусков. А вот о страховании экологических аспектов космической деятельности, с которой связан возможный ущерб для территорий России, куда, скажем, падают останки пусковых ступеней ракет-носителей, пока ни слова нет. Этим и озабочена общественность.
Например, сколько шума от экологов было всего-то лет восемь-десять назад в Архангельской области: там на территорию Мезенского района падали (да и сейчас падают, чего уж там) останки ракет, запускаемых с космодрома Плесецк. Даже районный референдум там хотели провести по этому поводу, да что-то не сложилось организационно — областной избирком эту общественную инициативу "задробил", что-то не так оформила инициативная группа, заплутавшая в бумажках.
На региональный референдум, в частности, предлагалось вынести и такие вопросы: "Считаете ли вы, что следует запретить ракетно-космические запуски на сверхтоксичном гептиловом топливе?" и "Считаете ли вы, что минобороны РФ должен предусмотреть страхование жителей Архангельской области от рисков во время ракетно-космических запусков?".
Референдум не состоялся, вроде бы "экологические шумы" стихли, но жители Мезени по-прежнему считают, что Роскосмос должен платить в местный бюджет за каждую упавшую мимо специально выделенных площадей (и такое, увы, бывает) отработавшую деталь космических аппаратов. Так вот, обязательное экологическое страхование космической деятельности этот вопрос решило бы легко! Об этом и пишут озабоченные люди в соответствующих дискуссиях на интернет-форумах.
В Якутии-Саха в преддверии открытия реальной эксплуатации космодрома "Восточный" пошли несколько иным путем. Там в декабре 2013 года встретились представители региональных властей, представители Роскосмоса и общественности. В заявлениях участников мероприятий постоянно говорилось о росте онкологических и других заболеваний в местах падения обломков ракет, запущенных в советское время с космодрома "Байконур" ("аварийные" пуски) и с космодрома "Свободный"…
В Якутии планируется создание специализированных, особых районов падения отделяющихся частей ракет, расположенных в Вилюйском и Верхневилюйском улусах (вторая ступень) и Алданском и Олёкминском улусах (головной обтекатель). И стороны пришли к некоему консенсусу, на данном этапе устраивающему всех. Работы эти получили широкую огласку в местных средствах массовой информации.
Кстати, в Республике Казахстан, где расположен космодром "Байконур", уже не первый год действует закон об обязательном экологическом страховании, который предусматривает страхование ответственности нанесения ущерба при осуществлении экологически опасных видов деятельности, в том числе, космической. Потому-то вокруг "Байконура" вопросов почти и не возникает! А вот в РФ страхование экологических рисков относится к добровольному виду страхования. И, увы, нет никаких признаков того, что в законопроекте, который велено разработать к ноябрю, экологию все-таки "обязательно застрахуют"…
Сразу скажу: ни один официальный чиновник, к которому обращалась "Правда.Ру" с просьбой высказать свое мнение по этой теме, не проявил особой охоты комментировать ситуацию. И это тот редкий случай, когда и ругать их журналистам абсолютно не за что. Потому что в данном конкретном случае все понятно: на бумаге законопроекта еще, по сути, нет, а значит, официально комментировать-то и нечего!
Ну что ж, обратимся к мнению общественных экспертов. И вот только не нужно говорить, что "Правда.Ру" как бы бежит впереди паровоза! Ведь в России уже было немало случаев, когда вмешательство именно активной общественности еще на периоде предварительной подготовки документов приносило несомненную пользу. Хочется верить, что и в этом случае будет именно так.
Вот что рассказал "Правде.Ру" редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов:
"Что касается страхования ответственности перед третьими лицами, а сюда входят все потенциальные неприятные последствия космической деятельности, включая и ущерб экологии, — это дело, конечно, правильное, важное и нужное. И хорошо, если это будет. Что касается страхования космических аппаратов, я бы сказал так, что в мире страхуются в первую очередь спутники связи. А схема понятна: вот вложения, вот прибыль, которая получается в результате эксплуатации, вот риски и затраты.
Интересы всех сторон очевидны и понятны. Когда речь идет о страховании государственных запусков, логичнее заранее заложить гарантию изготовления второго экземпляра, на случай аварии. В общем, страхование экологических рисков в космической деятельности -- дело важное и нужное!"
Читайте также: Космодром "Восточный" — конкурент Байконура?
А вот мнение кандидата географических наук, геоэколога, климатолога Натальи Рязановой:
"Самой большой экологической проблемой при запуске ракет является возможность сброса гептилового топлива. Гептил является самым токсичным компонентом, который оказывает воздействие на все среды: воздушную, водную и почвенную. Кроме того, среди отдаленных последствий гептилового отравления окружающей среды является генетические изменения тех биологических видов, которые попали под воздействие гептила: тотальное вымирание в том месте, где произошло выпадение. А у тех, кто выжил, может дойти вплоть до генетических мутаций.
В нашей стране в ближайшие годы, скорее всего, этот вопрос не будет подниматься, так как траектория падания заканчивается в малонаселенных местностях. Кроме того, это обычно местности с достаточно суровым холодным климатом или высокогорье с полупустынным климатом. То есть это малое биоразнообразие, тощие почвы, минимальное количество населения. С точки зрения эколога это имеет смысл делать — обязательно страховать "космические" экологические риски. Но вот с точки зрения государства… Я думаю, что оно пока в этом не заинтересовано…"
Ну что ж, раз мы подняли первыми эту проблему, то будем ее информационно сопровождать и далее! Пишите свои комментарии, мнения, предложения под этой статьей — а мы уж постараемся сделать так, чтобы они дошли до тех, кому они предназначены.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.