Региональные власти влезают в долги с таким энтузиазмом, будто платить по ним они рассчитывают в другой жизни. А мы еще удивляемся поведению наших сограждан, которые набирают по несколько потребительских кредитов, а потом не могут по ним рассчитаться! Правильно ли упрекать обывателей, если аналогичной стратегии придерживаются целые субъекты РФ.
За 2013 год долги российских регионов выросли почти в 1,5 раза и составили приблизительно 180 миллиардов рублей. Займы осуществляются за счет выпуска долговых облигаций. Эксперты отмечают появление новой тенденции — если прежде к выпуску собственных облигаций прибегали преимущественно состоятельные субъекты РФ, то в 2013 году на рынке появились облигации тех заемщиков, которые вряд ли смогут самостоятельно расплатиться по этим обязательствам, так как сами живут за счет дотаций, как, например, Мордовия. Кроме того, к таким новичкам относятся Новосибирская, Смоленская, Костромская области. Чтобы привлечь покупателей, они предлагают на свои облигации высокие проценты — около 9 процентов, против 7-8, предлагаемых более благополучными соседями.
Как дотационные регионы планируют расплачиваться по своим обязательствам? Учитывая, что скупают эти ценные бумаги преимущественно представители иностранных государств. Вырисовывается довольно тревожная картина.
Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов дал для "Правды.Ру" довольно резкую характеристику финансовой деятельности российских регионов.
"Если мы мыслим себя как единое государство, то выстраивание отношений с другими странами отдельных субъектов РФ — это, по сути, размывание основ единого государства. Фактически — сепаратизм. Очень часто мне задают вопрос о долгах субъектов РФ. Нередко они заключают такие соглашения непонятно с кем. И потом выясняется, что обязательства властей таких регионов никому не известны. Это очень серьезное явление. Потому что местные власти могут заключить такие соглашения, которые позволят потом инвестору с потрохами все купить", — заявил эксперт.
Катасонов рассказал о тех случаях финансовой безответственности региональных властей, с которыми ему доводилось сталкиваться: "Я в прошлом ездил в Ярославскую область, тогда надо было решить, может ли эта область вообще выполнять свои обязательства по договору перекредитования денег, взятых у Всемирного банка. Для этого надо было выяснить, каковы долги Ярославской области. Так вот, выяснилось, что никто этого не знает — ни в Москве на Ильинке, ни губернатор Лисицин. Мы начали выяснять — там были кредиты на области, какие-то гарантии, которые область давала под кредиты. При чем, гарантии были двух типов — гарантии и поручительства, которые были прописаны в бюджете области, и гарантии забалансовые, которые даже не отражались в бюджете".
Катасонов добавил, что Россия не одинока в своих проблемах. Схожая ситуация в Китае — сейчас китайцы начинают разбираться с тем, каковы объемы внешних долгов государства. И если на общенациональном уровне ситуация более-менее понятна, то в провинциях и отдельных муниципалитетах картина крайне мутная. Китайские власти на данный момент даже не имеют четкого представления об объеме внешних долгов собственных регионов, оценки колеблются от 20 до 60 процентов ВВП страны.
Схожую оценку практике регионального кредитования дал ученый-экономист, финансовый омбудсмен Павел Медведев: "Для подавляющего большинства наших регионов выпуск каких-либо облигаций — совершенно недопустимая вещь. Они занимаются этим потому, что не сводят концы с концами, но это, к сожалению, не эпизодическое, а постоянное их положение. Поэтому надежды на то, что они смогут погасить эти долги практически нет. Следовательно, подразумевается, что государство не бросит регион, не продаст его соседней стране. И на самом деле, государству ничего другого не останется, как покрывать эти долги, альтернатива — ужасный международный скандал".
Медведев пояснил, что дефолт какого-то из российских регионов будет очень тяжело воспринят иностранными кредиторами. Правда, в 1998 году они "съели" дефолт всей России, но мы за это расплачивались очень долго, мы тогда в глазах иностранцев сделались какой-то центральноафриканской страной, с которой договориться невозможно. Некредитоспособность хотя бы одного российского региона нанесет тяжелейший удар по инвестиционной привлекательности всех остальных субъектов РФ — иностранцам трудно будет объяснить, что дефолт, допустим, в Тюменской области никак не отражается на положении в Санкт-Петербурге, тень упадет на всех.
Инвестиционная привлекательность подразумевает защиту собственности, а она имеет разные формы. Одной из таких форм является долг, который надо возвращать. Еще есть вероятность благополучного исхода, если такая беда случится с одним регионом. А если с пятью? Или с десятью? Какой это будет сигнал для иностранного инвестора? Поэтому государство попадает в капкан и вынуждено платить по региональным долгам. Беда в том, что оно само едва сводит концы с концами — ситуация крайне тревожная.
Когда говорят о сотрудничестве, надо понимать, что сотрудничество сотрудничеству рознь. Есть некоторые регионы, которые более или менее успешны — их немного, но они есть. Более-менее успешные привлекают иностранных инвесторов — не кредиторов, а именно инвесторов. В этом случае, все риски лежат на компании, она никому ничего не дает в долг, а работает сама. Привлечь инвестора гораздо труднее, чем кредитора, и на данный момент с этой задачей справляются далеко не все регионы, лишь самые успешные.
"Кредиты — это беда, многие регионы закредитованы по самые уши. Есть еще одна сторона проблемы — регионы любят кредитоваться и в российских банках. Берут много у самых крупных банков, которые должны обязательно остаться на плаву, потому что иначе рухнет банковская система государства, потому и здесь государство остается ответчиком, оно будет вынуждено помочь этим банкам в случае, если они потерпят убытки из-за неплатежеспособности регионов". — Медведев обрисовал еще один аспект экономических проблем провинции.
Почему же региональные власти склонны проявлять такую, на взгляд экспертов, безрассудную кредитную политику? Дело в том, что они сами находятся под значительным прессингом со стороны вышестоящего начальства. От них требуют выполнения нужных, но неподъемных социальных программ, что толкает региональные власти в условиях неразвитости экономики на скользкую дорожку займов.
В стране на данный момент есть только девять (на 2012-середину 2013: в России 83 субъекта федерации — ред.) экономически самодостаточных регионов. Остальные, в той или иной степени относятся к дотационным.
Получается, что и сами регионы загнаны в угол давлением со стороны центра. С другой стороны, уровень жизни в провинции действительно необходимо поднимать. Но как? Вероятно, что залезание в долги — не лучший путь, дающий временную передышку, но грозящий в будущем катастрофой.
Что же необходимо предпринять российским регионам, чтобы вырваться из замкнутого круга? Ответ очевиден — нужно развивать производство и сельское хозяйство. Оптимисты ссылаются на то, что растет покупательная способность населения, представляя это в качестве положительной тенденции. Да, люди стали больше покупать. Но большая часть приобретаемых товаров — не российского производства. Особенно это касается самых дорогостоящих предметов потребления — техника, автомобили, одежда. К немногим достижениям России за последние десятилетия можно отнести разве то, что полки продуктовых супермаркетов наполнены в большей степени отечественными продуктами. Впрочем, тут положение тоже не столь уж радужное — доля импортных продуктов питания все равно очень велика.
Получается замкнутый круг — мы берем деньги в долг (берут главы регионов, но распределяются-то эти средства среди населения, которое к тому же усугубляет ситуацию повальным потребительским кредитованием), потом тратим эти занятые деньги на чужие товары, развивая экономику других стран. Это даже не экономика мыльного пузыря, это экономика пустоты.
Что во многом позволяет российской экономике оставаться на плаву — это те самые "нефтяные" деньги, средства от продажи энергоносителей и ресурсов. Беда в том, (что бы не говорили), что на все население этих средств не хватит, даже если отобрать астрономические зарплаты у топ-менеджеров и раздать их голодающим пенсионером. Да и разумно ли жить в полной зависимости от мировых цен на энергоносители?
Впрочем, есть менее пессимистические оценки. Такого рода мнение для "Правды.Ру" высказал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов: "Я считаю, что к вопросу займов и выпуска региональных облигаций надо относиться очень ответственно: если регион полностью уверен, что сможет такой проект сам довести до конца без внешней поддержки, тогда еще можно выпускать такие облигации. Такой инструмент будет эффективен, если средства от продажи этих облигаций будут вкладываться в те проекты, которые будут иметь мультипликативный эффект. А если на проедание — тогда лучше не связываться".
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.