Несмотря на протесты литовцев, к 2018 году вблизи города Вильнюса, в белорусском Островце, появится новая атомная электростанция. Соответствующий указ президент Александр Лукашенко подписал в минувшие выходные. Каковы же шансы выхода БелАЭС на европейский рынок? Ведь "атомофобия" Евросоюза и недовольство строительством белорусской АЭС растут.
В строительстве белорусской атомной электростанции в Островце ключевую роль играет Россия, так как главным подрядчиком в этом проекте станет российская компания "Атомстройэкспорт". При этом РФ выделяет Белоруссии льготный госкредит в размере до десяти миллиардов долларов сроком на 25 лет. Всего в проекте станции, разработанном институтом "Атомэнергопроект" в Санкт-Петербурге, предполагается два энергоблока, первый из которых планируется сдать в эксплуатацию в 2017 году, а второй — еще через год.
Предполагается, что белорусская атомная станция будет обеспечивать энергией страны Прибалтики, в частности Литву. Однако, как известно, литовцы перспективе возведения АЭС в 50 километрах от своей столицы не сильно рады. В конце октября литовский МИД обратился к Минску с просьбой отложить строительство станции хотя бы до момента завершения процесса оценки ее воздействия на окружающую среду. В противном случае, уверены в Литве, Белоруссия нарушит положения Конвенции Эспо. Впрочем, в Минске убеждены, что именно исходя из положений данной конвенции будет происходить возведение БелАЭС в Островце.
На противоречия между двумя государствами в конечном итоге обратил внимание комиссар Евросоюза (ЕС) по энергетике Гюнтер Эттингер, который заявил, что встанет на защиту интересов стран-участников ЕС. Значит ли это, что белорусской АЭС не видать европейского рынка, на который рассчитывает Минск? Как заявил "Правде.Ру" эксперт по вопросам Белоруссии Дмитрий Болкунец, вне зависимости от решения еврокомиссара, европейский рынок не заинтересован в выходе на него белорусской АЭС. По словам эксперта, в принципе цель этого строительства до конца ему не понятна.
Читайте также: Из двух зол Япония выберет "Фукусиму"
"Данная АЭС Белоруссии не нужна, потому что она не вписывается в энергосистему страны. И цель этой станции была, прежде всего, выход на зарубежные рынки, на рынки Прибалтики и в первую очередь на рынок Литвы. Такая же история с Калининградской АЭС, которая фактически не будет построена. У меня есть подозрение такое, потому что Калининградская область испытывает энергоизбыток, и цель калининградской АЭС (они похожи с белорусской) была тоже выход на рынки ЕС. А ЕС говорит, что нам не нужна эта энергия, которая будет вырабатываться на калининградской АЭС", — уверен Болкунец.
АЭС в Островце, по мнению эксперта, никогда не окупится, поскольку издержки ее очень высоки: цена станции, ее обслуживание и итоговый вывод ее из эксплуатации. Поэтому Минску вряд ли стоит надеяться на избавление от энергетической зависимости от России. "Мои расчеты показывают, что производство электричества из этой станции (генерация электричества) будет очень дорогим по сравнению, например, с газом", — говорит Дмитрий Болкунец.
В то же время позицию Литвы эксперты находят довольно занимательной, если вспомнить, что совсем недавно литовские власти сами собирались строить атомную станцию. Однако от идеи этой им пришлось отказаться, поскольку граждане страны проголосовали против нее. Поэтому, с одной стороны, у литовцев действительно есть причина к переживаниям из-за близости к ним опасного объекта, а, с другой стороны, претензии их к Минску касательно АЭС теперь можно рассматривать под грифом "так не доставайся ж ты никому".
Читайте также: Белорусская АЭС обдерет Россию как липку
С интересом относится к позиции Литвы и ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов, который считает, что после проведенных слушаний на тему возведения станции, которые Белоруссия устроила в конце августа 2013 года, претензии Литвы выглядят запоздалыми.
"Слушания проводились, документы как раз с литовской стороны все передавались, предлагалось провести совместные слушания, что только ни делалось. Если они считают, что есть какие-то нарушения, то пусть обращаются в соответствующие организации — МАГАТЭ, ООН… Если никаких изменений нет, то надо просто строить станцию, и все. Тем более, что вопрос этот решался достаточно долго. О том, что станция эта будет строиться, неоднократно говорилось, предлагалось Литве принять участие в той или иной форме. То есть, это не внезапно для Литвы. Поэтому есть масса механизмов решения этого вопроса в правовом поле", — поделился мнением с "Правдой.Ру" Дмитрий Баранов.
Выходит, что на данном этапе единственный участник этого дела, выгода которого не оставляет сомнения, — это Россия, а конкретно Росатом. Впрочем, здесь мнения экспертов несколько расходятся.
"Здесь выгода прежде всего для одной структуры России — для Росатома. Росатом проводит лоббистскую политику по выходу на зарубежные рынки. Это прежде всего большие деньги, это контракты, которые в том числе финансируются российским государством, российским бюджетом. И Росатом таким образом зарабатывает деньги. То есть, есть выгоды только для одного игрока — для Росатома, я не вижу больше никакой выгоды для РФ, — считает Дмитрий Болкунец. — Росатом, конечно, имеет возможности для работы на зарубежных рынках, но в частности АЭС в Белоруссии, я считаю, нерентабельно. Возможно, для Росатома выгодно было бы строить станции в других странах, далеко где-нибудь подальше от России — в Аргентине, в Индии, в Китае, в Иране".
Читайте также: Япония: страна заката "мирного атома"?
Меж тем Дмитрий Баранов убежден в том, что выгода российской компании, в данном случае Росатома, всегда приносит пользу для страны в целом. "Будут загружены наши предприятия, они получат многочисленные заказы на изготовление различных видов оборудования для АЭС. Однозначно совершенно, что на главных этапах будут работать именно российские специалисты, которые в этом разбираются. В Белоруссии тоже специалисты есть, но они АЭС не строили, поэтому, естественно, белорусские граждане тоже будут работать, но в основном российские. Это укрепление партнерских связей со странами бывшего СНГ, это определенный пример для остальных желающих построить АЭС (а таких желающих сейчас много, несмотря на ту же "Фукусиму"), это возможность получения новых заказов благодаря успешному строительству, это продвижение и укрепление позиций Росатома на мировом рынке среди прочих компаний, которые строят такие объекты в мире. Это укрепление его лидерских позиций. То есть здесь масса положительных вещей от этого дела", — заключает эксперт, подчеркивая, что выданный кредит будет возвращаться постепенно.
Стоимость строительства Белорусской АЭС составит 44,58 миллиарда российских рублей в ценах 2001 года. Первый бетон же в основание Белорусской АЭС может быть залит уже сегодня, сообщил вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.