По данным Росстата, в ближайшие месяцы в российской экономике ситуация ухудшится. Предпринимательская уверенность падает во всех секторах промышленности и транспорта, кроме добычи полезных ископаемых, хотя и там она не растет. Сильно замедлилось производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Только добыча газа сохраняет стабильность.
Вот как положение дел в российской экономике для "Правды.Ру" прокомментировал профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ-ВШЭ, кандидат экономических наук Александр Абрамов: "Проблема заключается в том, что в России замедлилась динамика роста цен на нефть, а внутренних структурных реформ, производимых в нашей экономике явно недостаточно. Самая главная проблема российской экономики в том, что у нас нет нового драйвера экономического роста как тот, который работал в течение прошедшего десятилетия. Это очень высокие цены на нефть и на некоторые другие сырьевые ресурсы. Уникальность нынешней ситуации в том, что стагнация цен на сырье — это долгосрочный тренд, связанный со многими изменениями в мировой экономике.
Большинство экспертов не ожидает в ближайшие несколько лет роста цен на нефть, металлы и т. д. В этой ситуации России нужно использовать новую модель роста, т. е. развивать новые отрасли, становиться конкурентноспособными в других сферах. Этого, к сожалению, пока не происходит. Почему? Скорее, как мне кажется, это комплекс факторов, связанных и с тем, что медленно реализуется реформа институтов, предпринимательского и инвестиционного климата. Прежде всего это касается судебной системы, защиты прав инвесторов, поощрения конкуренции, ее поддержки, ограничения роли государства и его вмешательства в дела компаний. Многие наши крупные инвестиционные проекты являются не очень эффективными, потому что они реализуются институтами развития, а не рыночными институтами.
Читайте также: МВФ спешит на помощь. Следите за карманами
У нас не создано такое финансовое посредничество, которое способствовало бы эффективному вложению средств в экономику. Мы еще не нашли модель роста. Какие-то попытки решить эту задачу монетарными средствами явились на деле краткосрочными проектами, которые не изменили тенденцию. Произошло ожидаемое: замораживание цен на сырье остановило экономический рост".
— В чем причина такой ситуации, в высоком уровне налогообложения, плохом спросе или в чем-то еще? Как повлиял на это мировой рынок, тоже переживающий стагнацию?
На вопрос "Правды.Ру" ответил экономист, доктор экономических наук, профессор МГУ Александр Бузгалин: "Все перечисленные вами факторы, конечно, присутствуют, но они следствия глубинных причин, причем не все следствия являются самыми важными. В действительности, ухудшение экономической ситуации прогнозировалось и причина состоит в том, что в нашей стране сложилась система социально-экономических отношений, институтов и модель экономической политики, которая неизбежно ведет к стагнации. Эта модель основана на том, что для бизнеса наиболее выгодной сферой активности становится использование сырья (о чем говорится уже не одно десятилетие), использование в личных целях государственного бюджета, коррупционные сделки и тому подобная активность, которая дает гораздо большую и быструю отдачу, нежели вложения в инновационное развитие и т. д. Радикальная перестройка экономической политики, принятие долгосрочных программ, подкрепленных индустриальной политикой, селективное регулирование при помощи налогообложения — все это давно известные механизмы. Я сошлюсь на Московский экономический форум, который в марте 2012 года говорил о необходимости радикального изменения экономической политики. Однако ситуация такова, какова она есть сейчас".
Для сравнения, если в сентябре в России индекс предпринимательской уверенности в сфере обработке был равен минус 3,8 процентов, то в Нидерландах и Чехии он опустился ниже минус 5, в Австрии — минус 7, во Франции — минус 12, в Финляндии — минус 13, в Люксембурге — минус 31 процента. Положительные показатели в Европе только у Великобритании и Дании.
Читайте также: Разрушив старую — шагаем к новой индустриализации?
"В мире ситуация с ростом деловой активности складывается не самым лучшим образом. Европа показывает самые низкие показатели, а наилучшие — в Азии. Есть страны, где темпы роста отличаются от европейских, в частности, Китай, — подчеркнул в интервью "Правде.Ру" аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко. — Стагнация заметна в Еврозоне, а это один из наших ключевых торговых партнеров. Учитывая, что структура российской экономики имеет экспортно-ориентированный характер, то можно сказать, что наши темпы развития очень сильно зависят от потребителей наших полезных ископаемых и нашей продукции. Сейчас мы наблюдаем процесс переориентации российских производителей, в первую очередь из нефтегазовой отрасли и металлургии, на азиатско-тихоокеанский регион.
В первой половине нулевых достаточно существенная часть роста основных макроэкономических показателей нашей страны достигалась за счет притока в Россию иностранного капитала. Как в одну из стран БРИК.
Может помните, была такая распространенная идея в международной экономике, что локомотивом роста в ближайшие 20-30 лет станут страны БРИК, которые займут свои законные места в десятке ведущих стран по размерам ВВП и обеспечат рост мирового ВВП. Но в целом, после кризиса 2007-2008 гг. эта тенденция как-то стушевалась и сошла на нет. Ожидаемого притока капитала, который бы очень существенно помогал нашей экономике, не произошло. Поэтому мы видим стагнацию в промышленном производстве и низкие темпы роста нефтегазового экспорта".
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.