Скандал вокруг "Уралкалия", который едва не рассорил РФ и Белоруссию, тесно связан с именем миллиардера, выходца из Дагестана Сулеймана Керимова. Керимов не смог выиграть начатую им торговую войну и, как ожидается, выйдет из доли в "Уралкалии" с убытками. Однако "калийная война" принесет ему гораздо меньшие потери, чем утрата влияния в Дагестане.
Напомним, в феврале этого года с поста президента Дагестана ушел Магомедсалам Магомедов, на которого делал ставку Сулейман Керимов. Новым главой республики стал Рамазан Абдулатипов, чье назначение принято увязывать с другим дагестанским олигархом Зияутдином Магомедовым.
Читайте также: "Калийная война" - этап приватизации?
К тому моменту Керимов уже потратил на Дагестан существенные средства. Самым дорогим проектом стала, безусловно, попытка поднять до мировых вершин махачкалинский футбольный клуб "Анжи". А, кроме того, Керимов принял участие в нескольких экономических проектах на территории республики, самым масштабным из которых стало строительство завода листового стекла в Каспийске. Общая сумма всех инвестиций Керимова в Дагестан может превышать 1 миллиард долларов. Теперь основную часть этих средств Керимову придется списать в чистый убыток.
Смотрите видео: Кто начал "калийную войну"?
Поддержание существования пропитанной противоречиями и конфликтами республики Дагестан, возможно, — самый дорогой "замкадовский" проект в России. Ежегодно только трансферты из федерального бюджета в республиканский бюджет составляют 2,3-2,7 миллиардов долларов. И значительная часть этих денег разворовывается, что подпитывает коррупцию, всесилие этнической преступности, правовой нигилизм и подпольно идущую гражданскую войну…
Читайте также: Из-за "Уралкалия" в Минске молоко скиснет
До Сулеймана Керимова крупные частные инвесторы не шли в Дагестан, так как знали, что с каждой копейки вороватыми чиновниками снимается "своя доля". Тотальное и всеобщее стремление украсть давно привело экономику республики к состоянию дырявого решета или бездонной бочки, где, сколько не вливай, всегда будет пусто. Дагестанская экономика вроде той коровы, которая не дает, а пьет молоко и даже, от жадности, пытается отгрызть себе вымя.
Ниже приведенные цифры показывают, что чем больше денег вкладывается в экономику Дагестана, тем ниже ее эффективность и ниже отдача от этих средств. Темпы роста инвестиций и сальдо прибыли/убытков предприятий показывают следующую динамику: в 1999 году в основной капитал поступило инвестиций на 2,06 миллиардов рублей, что принесло прибыль предприятиям экономики Дагестана в 567 миллионов рублей; в 2000 году инвестиции в 3,4 миллиарда рублей принесли прибыль в 1 миллиард рублей; в 2001-м инвестиции в 4,9 миллиардов обернулись прибылью в 0,75 миллиардов; в 2002-м вложенные 5,3 миллиарда принесли 1,2 миллиардов;
в 2003-м 9,97 миллиардов принесли 1,14 миллиардов прибыли; в 2004-м 14,87 миллиардов - 0,93 миллиардов прибыли; в 2005-м 26,5 миллиардов - 0,9 миллиардов прибыли; в 2006-м 36,6 миллиардов принесли предприятиям 1 миллиард убытков; в 2007-м 60,7 миллиардов инвестиций обернулись прибылью в 2,3 миллиарда; в 2008-м вложенные 87 миллиардов опять принесли убытки в 0,7 миллиардов;
в 2009-м инвестиции выросли до 102 миллиардов рублей, а прибыль составила 4 миллиарда; в 2010-м 121 миллиард принес 0,4 миллиарда прибыли; в 2011 137 миллиардов принесли убытки в 5,4 миллиардов; в 2012-м 144 миллиарда принесли 0,2 миллиарда прибыли; за период с января по апрель 2013 года в Дагестан было инвестировано 77 миллиардов рублей, что уже принесло убыток в 0,9 миллиардов.
Главным источником супердоходов некоторых лиц в Дагестане были так называемые "государственные инвестиции". Из любого живого, вполне эффективного при замысле проекта в корыстных целях изымаются средства, остро необходимые для создания предприятия, а в дальнейшем — для обновления материальной базы. Зная ситуацию в республике, потенциальные частные инвесторы, агенты по инвестициям, народ тертый и битый, обходили Дагестан дальней дорогой.
Первым, кто сломал эту печальную традицию и привел в Дагестан крупные средства, был именно Сулейман Керимов. Его появление означало новую надежду для Дагестана. Если уж ясно что любые государственные инвестиции будут разворованы, то была надежда, что хоть частный инвестор будет рачителен и собственные средства украсть не даст.
Но в итоге Сулейман Керимов получил красную карточку, ему "простили" все его капиталовложения, и ничего из обещанного — ни Махачкалинский торговый порт, ни международный аэропорт он не получил.
А для Дагестана с уходом Сулеймана Керимова погасла надежда на то, что средства частного инвестора не будут разворовываться так, как это обычно происходит с государственными деньгами.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.