События в Сирии настораживают не только нефтяников, но и участников рынка антиквариата, хорошо знакомых с потрясениями, которыми оборачивается для сегмента вторжение вооруженных сил США в страны Ближнего Востока. Стоит ли ожидать обвала цен на раритеты в связи с выбросом американцами артефактов на "черный рынок", "Правда.Ру" спросила у экспертов.
Вооруженные силы США еще не вторглись в охваченную гражданской войной Сирию и возможность такого поворота событий пока маловероятна, поскольку сирийские власти приводят все новые доказательства того, что химическое оружие применили именно повстанцы. Однако уже сегодня ценители редких вещей и предметов из загадочных восточных стран ожидают нового всплеска на рынке антиквариата, вызванного желанием американских солдат обогатиться.
Мародерство у солдат США в странах, куда они прибывают якобы с целью навести порядок и мир, довольно распространено, что стало известно еще после высадки этих бойцов на территории Ирака. Во время войны в Ираке американцы наладили поставку через границу культурных ценностей, которые в последствии либо оставляли в качестве трофея, либо продавали какому-нибудь ценителю редких вещей.
Читайте также: Сирия: пушками по наследию ЮНЕСКО
По подсчетам экспертов, из иракских музеев, таких как Багдадский, Мосульский и другие, в период боевых действий было похищено около 200 тысяч предметов искусства и культуры, значительная часть которых представляла ценность не только для самого Ирака, но для всей мировой истории. В грабеж культурных ценностей, скорее всего, внести свою лепту и сами иракцы. Однако принято считать, что за расхищением артефактов в первую очередь стоят частные коллекционеры, а также перекупщики краденных вещей, готовые продавать их в последствии по более высокой цене. По замечанию сотрудника департамента госбезопасности США Джеймса Хейза-младшего, "нелегальная торговля культурными ценностями — третий по объему и доходности сегмент черного рынка".
Ценные вещи выносятся не только из музеев и библиотек, но и из разоренных частных домов. Поэтому контрабандные ценности делятся на три категории: предметы искусства и редкие антикварные предметы, находки в местах археологических раскопок и военная атрибутика. Немало способствуют разрастанию черных рынков, в частности, в Европе и США, нестабильная политическая ситуация, характерная для ближневосточных государств в последние годы. Сами жители охваченных гражданской войной и революционными событиями стран сотрудничают с перекупщиками и переправляют ценные объекты культуры через границу с целью продажи.
Но так ли велик спрос на арабские предметы искусства и быта, в том числе на антиквариат из Сирии, над которой нависла возможность вторжения вооруженных сил США?
"Я бы снизил накал по поводу "черного рынка", потому что традиционный рынок антиквариата в основном формируется традиционными вещами, а не узкоспециальными, — поделился мнением с "Правдой.Ру" главный редактор журнала "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" Игорь Пелинский, по словам которого искусство Ближнего Востока достаточно специфическое, — Даже если что-то особое сирийское привезут — это все равно совершенно узкий сегмент рынка".
Более того, по словам эксперта, особенных ценностей в таких странах, как Египет, Иран, Ирак и так далее, на сегодняшний день практически не осталось. И даже если что-то переправляется через границу, то эти вещи, скорее всего, интересны будут узкому количеству коллекционеров. В то же время Пелинский подчеркнул, что расхищение предметов искусства американцами ни в коей мере нельзя считать американской политикой. "Это частные уголовно наказуемые случаи, с которыми в США активно борются", — заключает эксперт.
Читайте также: Сокровища Египта расхищают мародеры
В свою очередь генеральный директор Аукционного дома "Русская Эмаль" Владимир Лабазов заметил, что небольшой всплеск на черном рынке антиквариата в случае появления армии США в Сирии, безусловно, случится, однако вряд ли этот всплеск будет значительным и окажет влияние на ценообразование.
"В целом эта ситуация к цивилизованному рынку антиквариата имеет мало отношения, и цены не поменяются никак. Некоторые коллекционеры просто получат в свои коллекции какие-то вещи, которые, возможно, они давно хотели заполучить. Но на рынке в целом это, конечно, не отразится никак. И не может отразиться, потому что это все-таки не происходит "в белую", а сейчас большая часть рынка, все процессы происходят на виду, на тех же аукционах. Какие-то коллекционеры, имеющие друзей и знакомых, которые будут с этим связаны, предположим, могут в свои коллекции получить новые вещи, но легализовать их будет достаточно сложно, даже невозможно. Поэтому на рынок в целом это не повлияет, это будет частное перераспределение вещей", — подводит итог эксперт.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.