Некогда забытая геополитическая позиция России — контроль за Арктикой — обретает новую жизнь. Экономический эффект от использования этой транспортной артерии уже привлекает в регион зарубежные инвестиции, не говоря о возможности разрабатывать шельфовые запасы нефти и газа. Решить новые задачи невозможно, не обновив арктический ледокольный флот.
Для укрепления позиции России на арктическом направлении и усиления роли ледокольного флота страны президентом Владимиром Путиным было принято решение поручить правительству проработать планы расширения российского ледокольного флота. К 2020 году у России должно добавиться два серийных мощных ледокола, а к 2017 году будет построено еще одно судно.
Правительством РФ было решено профинансировать строительство в 2014–2020 годах двух атомных ледоколов. Дмитрий Медведев подписал постановление и, несмотря на некоторые трудности бюджета, средства на возведение судов были выделены Минфином. Одно судно уже начали строить в 2012 году на Балтийском заводе. На строительство трех судов в общей сложности планируется потратить около ста миллиардов рублей.
Новые ледокольные суда приходят на замену старым
На сегодняшний день на Северном морском пути работают пять ледоколов. Как и любая другая техника, они имеют срок службы и ресурс выработки, который в скором времени, к сожалению, истечет. К 2021 году работать будет лишь один атомный ледокол "50 лет Победы", а в 2017 закончится срок службы "Таймыра" и "Вайгача". Следовательно, все эти суда будут списаны, а на замену придут новые, цель которых — вывести на новый уровень Северный морской путь.
Читайте также: Битва за Арктику легкой не будет
Для обеспечения бесперебойной проводки судов и вывоза сырья в 2017 году должен быть построен головной атомный ледокол, а к 2020 году — два серийных. Новые атомные ледоколы во многом превзойдут своих предшественников: их уникальная конструкция позволит работать и на Северном морском пути, и в устьях рек Сибири. Участие в проводке судов, освоение месторождений полезных ископаемых, рыболовство, обеспечение жителей Севера необходимыми товарами — вот, по мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, их главные задачи. Эти ледоколы станут более мощными и быстрыми, оборудованными современной защитой и системой навигации.
Северный морской путь… Как много он значит?
Такие компании, как "Росатом", "Лукойл", ГМК "Норильский никель", "Газпром" и "Роснефть" давно и активно пользуются Северным морским путем в своей деятельности. Северные районы Красноярского края, Чукотка, Якутия совершенно не представляют без него свою жизнь. Флот "Норильского никеля" гарантированно круглогодично доставляет грузы в Норильский район и осуществляет вывоз металлопродукции на внешний и внутренний рынок сбыта.
Во времена СССР путь по стратегическим соображениям был закрыт, а сегодня нет запрета и для иностранных судов. Северный морской путь привлекателен и для судоходных компаний, и для европейских, и для азиатских отправителей (получателей) грузов. За последние годы значительно выросло количество грузоперевозок по Северному пути — это обусловлено тем, что он намного короче обычного маршрута, проходящего через Суэцкий канал, безопаснее и дешевле.
За 2012 год Северный морской путь прошли 46 судов. В первый раз за всю историю прошел по этому маршруту газовоз, перевозивший сжиженный природный газ. Он перевез с норвежского завода в Японию более 100 тысяч тонн газа. И теперь норвежцы считают Северный морской путь конкурентоспособным. Крупнейшим перевозчиком прошлого года стал танкер "Марика" из Норвегии, доставивший в Финляндию из Кореи 66 000 тонн авиатоплива, полученного из сахалинской нефти. В ближайшее время планируется начать осваивать месторождения нефти и газа на полуострове Ямал и на шельфе арктических морей.
Сокровища Арктики
Арктика богата алмазами, золотом, нефтью, углем и газом. Четверть шельфовых углеводородных запасов мира скрыта именно в Арктике, примерно 30 процентов газовых месторождений и 13 процентов нефтяных. Но вот добраться до этих сокровищ можно лишь на ледоколе по Северному морскому пути, такому популярному среди моряков. По мнению академика Николая Лаверова, вице-президента РАН, наша страна должна активнее осваивать эти территории, ведь только на шельфе Баренцева и Карского морей сосредоточено около ста миллиардов тонн топлива. В советские времена перевозка грузов составляла около 7 миллионов тонн в год, а к исходу президентства Ельцина в 2000 году — лишь 1,4 тонны. Сегодня грузопоток постоянно растет и превышает 2 миллиона тонн в год. Но конкуренты не дремлют — стоит России немного сдать позиции, и место займут другие.
Нужен ли атомный ледокольный флот?
Безопасность плавания судов по Северному морскому пути напрямую зависит от мощного ледокольного атомного флота. Увеличение грузового потока по Севморпути, который функционирует практически круглогодично, ведет к значительному росту потребности по обеспечению Арктики атомными ледоколами. Северный путь является главной мировой судоходной магистралью Арктики. Он соединяет порты Европы и Дальнего Востока, проходит через моря Северного Ледовитого океана, а длина достигает 5600 км. Ни одну сложную экспедицию сегодня невозможно представить без атомного ледокола. Например, "Арктика" с 4 мая 1999 года в морях Северного Ледовитого океана проводила суда на трассах Северного морского пути. В течение года ледокол провел через торосы льда 110 судов.
Читайте также: Китай подвинул Россию в Арктике
"Советский союз" в 2004 году вместе со шведским ледоколом "Оден" обеспечивали на Северном полюсе безопасность буровых работ. В 2007 году "Россия" помогала в проведении на аппаратах "Мир" глубоководных работ. Танкером-гигантом "Владимир Тихонов" был установлен рекорд — дедвейт 162 000 тонн, за 7.5 суток прошел Северный морской путь со скоростью около 14 узлов с грузом газоконденсата.
Ледокольный атомный флот решает также и государственные задачи. Аварийно-спасательные операции, операции определения границ шельфа, определение границ экономической зоны России — это лишь малая их часть. Росатомфлот вместе с Росгидрометом занимается мониторингом погодных условий и доставкой экспедиций на Северный полюс. Кроме того, атомные ледоколы наиболее востребованы по сравнению с дизельными судами. Ведь ни одно дизельное судно не пройдет такой путь без дозаправки и не справится с тяжелой ледовой проблемой. С экологической точки зрения преимущество также на стороне атомных судов.
В чьем ведении находится российский атомный флот?
После окончания лицензии Мурманского морского пароходства в 2008 году правительством было принято решение о передаче ледокольного флота и его технического обслуживания в Росатом. И уже в августе ледокольный флот перешел на баланс атомного ведомства. ФГУП "Росатомфлот" сегодня управляет работой атомного ледокольного флота: это 4 ледокола с 2 реакторами — "Советский Союз", "Россия", "50 лет Победы", "Ямал", 2 мелкопосадочных ледокола с 1 реактором "Вайгач" и "Таймыр", контейнеровоз "Севморпуть". 3 атомохода "Сибирь", "Ленин" и "Арктика" вышли из эксплуатации.
Раньше "Росатомфлот" имел таинственное название "База-92", которое соответствовало в периодической таблице Менделеева номеру урана. "База-92" начала работу в качестве достроечной базы Адмиралтейского завода по строительству судов. С 70-х годов XX века началось масштабное строительство атомных ледоколов, и сразу было запланировано постепенное расширение и обновление парка атомных судов. По прошествии нескольких десятков лет атомные ледоколы действительно с успехом бороздят Мировой океан.
Российская монополия атомного судостроительства
По утверждениям заместителя генерального директора Росатомфлота, Станислава Головинского, Россия является безусловным монополистом в сфере атомного судостроительства. И это не просто хвастовство, это реальная действительность. Атомный ледокольный флот — наша гордость. Американцы пытались создать мощное атомное судно и построили ледокол под названием "Саванна". Немецкий атомный пароход получил название "Отоган". Японцы построили атомный "Муцу". Однако эти суда не дотягивают по качеству до российской техники. Роль российских ледоколов в дальнейшем освоении и использовании Северного морского пути трудно переоценить — они и далее будут выводить этот непростой маршрут на новый уровень судоходства и технической оснащенности.
Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.