Повышение цен на бензин грозит возбуждением уголовных дел

"Бензиновых королей" подведут под УК

Расследование осеннего роста цен на моторное топливо, по мнению чиновников Федеральной антимонопольной службы, может грозить возбуждением уголовных дел против российских нефтяных компаний. Однако возникает вопрос: умерит ли эта угроза аппетиты "бензиновых королей", или правда окажется на стороне экспертов, ожидающих дальнейшего роста цен?

Весеннее и осеннее повышение стоимости дизельного топлива и бензина стало в России такой же неотъемлемой приметой смены сезонов, как цветение сирени и листопад. При этом эксперты отмечают: объективных причин для подобных скачков стоимости практически не существует. Приевшееся объяснение возросшей цены посевными и уборочными работами и прежде-то вызывало недоверие, а теперь и вовсе не выдерживает никакой критики. И тем более не поддаются пониманию казусы, когда такое подорожание происходит на фоне падающей стоимости нефти.

В своем недавнем интервью "Правде.Ру" аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко привел ряд причин, объясняющих, на его взгляд, высокую стоимость моторного топлива в нашей стране. Среди них эксперт назвал высокую себестоимость добычи нефти (в отличие от ближневосточных нефтемонархий, нам приходится добывать изрядную долю черного золота в экстремальных условиях севера), небольшое количество нефтеперерабатывающих заводов (что снижает конкуренцию) и их устаревшее оборудование (модернизация производства, как легко понять, также ложится на плечи потребителей).

Ничуть не ставя под сомнение слова эксперта, невозможно, однако, не заметить, что все эти условия способны объяснить собственно высокую стоимость топлива, но никак не ее сезонные скачки. Судя по всему, схожие сомнения испытывают и в Федеральной антимонопольной службе. Потому, когда 8 августа УФАС республики Коми получило первую официальную жалобу на резкий рост бензиновых цен, ведомство потребовало от нефтяных компаний предоставить внятные отчеты о причинах этого роста. Был указан и четкий срок, к которому нефтяники были обязаны дать свои объяснения: 12 августа.

Большинство крупных производителей требование ФАС проигнорировало. Те же, кто соизволил дать хоть какие-то объяснения, ссылались на ажиотажный рост спроса на топливо на фоне сокращения его производства отечественными НПЗ ввиду их остановки на плановый ремонт и падения импорта из Белоруссии. Кроме того, операторы топливного рынка считают, что в росте цен виновны и возросшие акцизы на некоторые виды топлива. Объяснения эти, если и выглядят на первый взгляд вполне логично, сочувствия к "вынужденным повышать цены" нефтяникам как-то не вызывают.

Проблема в том, что при ближайшем рассмотрении все эти причины выглядят либо натянутыми, либо и вовсе оскорбительными. В частности, директор Московского НПЗ Аркадий Егизарьян еще в июле заявил, что все спекуляции на тему дефицита топлива из-за планового ремонта оборудования перерабатывающих предприятий безосновательны. По его словам, во всех крупных вертикально интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК) накануне подобных работ создаются необходимые резервы нефтепродуктов. Тогда же он прямо обвинил объединяющий владельцев АЗС Российский топливный союз в создании панической ситуации на слухах о дефиците, что позволяет заправщикам под сурдинку повышать цены — ну, а потом они просто "забывают" их снижать до нормального уровня.

Читайте также: В Норвегии бензин дороже, а жизнь лучше

Не выдерживает критики и ссылка на "ажиотажный спрос": действительно, как отмечают "Известия", накануне начала роста цен на моторное топливо ножницы между спросом и предложением на биржах достигали 125-210 процентов. Только вот хитрость в том, что через биржи проходит лишь 10-15 процентов производимого в стране бензина. Значит, за ажиотажным спросом стоит не более чем банальная спекуляция. То же касается и белорусских экспортеров. Со слов российских нефтяников, их белорусские коллеги не только снизили поставки топлива, но и, ориентируясь на цены Северной Европы и Украины, подняли стоимость своего продукта, что и "потащило" за собой рост цен на российском топливном рынке. Но доля белорусского бензина в России — всего 3 процента, это не тот уровень, который мог бы влиять на общий рыночный тренд.

Остаются акцизы и еще один фактор, на который так же ссылались нефтяники, обосновывая подорожание топлива: рост его экспорта за рубеж. Однако подобные объяснения отдают уже прямым хамством. Действительно, во втором полугодии 2013 года акцизы на высококлассное топливо были проиндексированы аж на 6 процентов. При этом, однако, министр финансов России Андрей Силуанов еще в мае высказывал уверенность, что это повышение не должно привести к росту оптовых цен. По мысли правительства, автозаправщикам предлагалось самостоятельно компенсировать этот рост, не залезая в карман потребителей. Но когда это у нас продавец брал расходы на себя?

Остается последний фактор: рост экспорта. Цифры свидетельствуют о повышении в этом полугодии объемов топлива, отправляемых за рубеж, в 1,6 раз против первых шести месяцев 2012 года (в абсолютном выражении). Только и здесь у нефтяников концы с концами не сходятся: за тот же период возросли общие объемы производства бензина и дизтоплива, так что в относительном выражении сегодня уходит на экспорт 11,7 процентов от общего объема российского моторного топлива против прошлогодних 8,6 процентов. Это снова не столь великий сдвиг, который мог бы вызвать резкий рост цен внутри страны.

Тем не менее, ФАС и присоединившийся к нему в борьбе за разумную стоимость бензина Минэнерго порекомендовали производителям топлива поумерить свои экспортные аппетиты до тех пор, пока цены на российском рынке не придут в чувство. Одной этой рекомендацией история, однако, не закончится: в ФАС намерены расследовать внезапный всплеск стоимости нефтепродуктов, и там не исключают, что по его итогам в отношении поставщиков могут быть инициированы меры воздействия вплоть до уголовного преследования. "То, что действия будут — это однозначно. А какого характера они будут, предупредительного или уже по факту, об этом в ближайшее время руководство службы будет принимать решение", — заявил журналистам начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

Читайте также: Заградительная пошлина "жмет" нефтяникам РФ

Последний столь крупный конфликт между нефтяниками и антимонопольщиками произошел в 2011 году. Тогда ФАС выявила искусственно созданный дефицит, приведший к росту цен на топливо. В тот раз ценовые фокусы обошлись Роснефти в 1,75 миллиардов рублей штрафа, ТНК-ВР — в 1,8 миллиардов рублей, Башнефть заплатила 778 миллионов, а "Лукойл" — 600 миллионов рублей. Урок, однако, впрок не пошел. Как рассчитал экономист Владислав Жуковский, повышение цен на бензин на 1 рубль могло принести российским ВИНК в одном только 2012 году сверхдоход в размере 30-32 миллиардов рублей — есть, о чем подумать.

Потому следующее поползновение к росту цен на топливо было отмечено в феврале этого года — и тогда глава ФАС Игорь Артемьев сразу заявил, что намерен инициировать уголовное преследование компаний и их руководителей в случае, если те будут завышать цены в отсутствии роста налогов и стоимости нефти. Тогда до производителей, кажется, дошло: цены на топливо, успевшие к тому времени прибавить в среднем две десятых процента, откатились к норме. Сейчас же то ли жадность пересилила страх, то ли нефтяники больше не верят угрозам г-на Артемьева — но эксперты считают, что цена на бензин продолжит свой рост аж до 33 рублей за литр АИ-95 к январю 2014 года.

Хотим мы того или нет — но стоимость топлива в условиях технологической цивилизации напрямую влияет на уровень и качество жизни каждого из нас, хоть автомобилиста, хоть "безлошадного". И, коль скоро экономические санкции не стимулируют "бензиновых королей" ни к чему, кроме изобретения малоприемлемых оправданий своих "хотелок", возможно, действительно пришла пора употребить более суровые меры воздействия?

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Илья Никонов
Илья Никонов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить