Атомные технологии могут помочь занять России достойное место на европейском рынке. Комиссар Европейского союза по энергетическим вопросам Гюнтер Оттингер заявил, что союз не намерен полностью отказываться от АЭС, а заместитель гендиректора Комиссариата по энергетике Еврокомиссии Петер Фаросс сообщил о заинтересованности в российских технологиях.
Мировой рынок АЭС довольно четко разделен между крупнейшими игроками — Россией и США. При этом технологически все выстроено так, что выбор одного из партнеров предопределяет и дальнейший вектор сотрудничества с ним на многие годы.
В этом смысле показателен негативный опыт украинского "Энергоатома", который управляет четырьмя АЭС Украины. В 2008 году "Энергоатом" и американская Westinghouse договорились о поставках ядерного топлива ТВС-W (специально для советских реакторов) для плановой перезагрузки не менее трех энергоблоков украинских АЭС в 2011–2015 годах. С 2011 года Westinghouse экспортировала на Украину 210 сборок стоимостью около 1 миллиона доллара каждая.
В апреле прошлого года на энергоблоках Южно-Украинской АЭС произошли нарушения в работе сборок типа ТВС-W. Они были связаны с конструктивными недоработками производителя. Проще говоря, сборки не подходили по размерам. Американская сторона в лице вице-президента Westinghouse по внешним связям и стратегии Майка Керста попыталась выставить украинских специалистов дурачками, заявив о том, что топливо для Южно-Украинской АЭС было повреждено во время загрузки в реакторы АЭС.
Сейчас украинская сторона готовит иск к транснациональной компании Westinghouse, чтобы получить компенсацию. При этом в контракте есть упоминание о том, что если сборки (Westinghouse) находятся в активной зоне вместе с топливом другого производителя, гарантии на них не распространяются. Так что американцы успели и "соломку подстелить".
Кроме того, перспективы в ЕС остаются не очень понятными для российских атомщиков. В прошлом году традиционный партнер Болгария заявила об отказе от строительства АЭС "Белене" из-за нехватки финансовых средств. Неопределенность существует вокруг планов строительства Литвой новой станции в Висагинасе вместо закрытой Игналинской АЭС. Меняется и генеральный план строительства Балтийской АЭС в Калининграде, которая первоначально ориентировалась на экспорт электроэнергии в окружающие страны и Западную Европу.
Читайте также: Япония: страна заката "мирного атома"?
Как сообщил в ходе посещения стройплощадки Балтийской станции директор программы дирекции по капитальному строительству госкорпорации "Росатом" Сергей Бояркин, госкорпорация рассматривает возможность дополнительного размещения на площадке Балтийской АЭС реакторов малой и средней мощности. Вероятнее всего, на станции будет построен лишь один блок большой мощности, а дополнят его реакторами средней и малой мощности.
Размещение на площадке Балтийской АЭС реакторов малой и средней мощности обусловлено "декларируемыми в ЕС и странах Балтии планами по отсоединению энергосистемы Эстонии, Литвы и Латвии от общей энергосистемы с Россией. Реализация этих планов может привести к необходимости работы энергосистемы Калининградской области в изолированном режиме", — пояснил Сергей Бояркин.
А вот в случае работы в "изолированном режиме" станция станет самым провальным проектом Росатома. Ежегодное потребление электроэнергии в Калининградской области, как ожидается, не превысит 6 миллиардов киловатт в час, а запланированная мощность Балтийской АЭС — 17,4 миллиардов киловатт в час. Без экспорта в ЕС проект окажется просто разорительным. И это при том, что россияне постарались непосредственно заинтересовать в проекте и самых "атомных" среди европейцев — французов. Французская компания "Альстом" выиграла тендер на поставку турбины на строящуюся АЭС.
Впрочем, надежд на экспорт в Росатоме пока не теряют. Возведение реакторов разной мощности позволит станции более гибко реагировать на постоянно колеблющийся спрос в ЕС, волатильность которого связана с резким увеличением доли ветровой и солнечной генерации. К тому же есть и позитивные сигналы. Недавно в ЕС прошли стресс-тесты атомных станций. После их проведения Еврокомиссия сделала вывод о том, что на повышение безопасности на европейских АЭС потребуется от 10 до 25 миллиардов евро.
Поэтому заявление заместителя гендиректора Комиссариата по энергетике Еврокомиссии Петера Фаросса о том, что ЕС заинтересован в получении самой лучшей технологии "вне зависимости от ее происхождения", высказанное в ходе заседания тематической рабочей группы по атомной энергетике в рамках энергодиалога России и Евросоюза, выглядит весьма обнадеживающе.
Читайте также: Индия обречена на "Куданкулам"
Между тем, на сегодняшний день в Европе в эксплуатации находятся 132 ядерных реактора. Постепенная их замена на более современные и безопасные реакторы может помочь Росатому занять лидирующие позиции в ЕС. При этом нашим атомщикам предстоит выдержать конкуренцию с американской Westinghouse и французской Areva.
Читайте самое интересное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.