Судьба газотранспортной системы волнует Украины

Украинский транзит: "дело — труба"?

Судьбу украинской газотранспортной системы (ГТС) необходимо решить до завершения строительства Южного потока, поскольку после этого украинская "труба", оцененная сейчас в 26-29 миллиардов долларов, резко упадет в цене. По мнению экономического эксперта Виктора Суслова, это еще один шаг к ведению переговоров с РФ о судьбе газотранспортной системы.

"Совсем не случайно недавно опубликована официальная оценка стоимости украинской ГТС. Эта оценка была заказана кабинетом министров еще год назад. И вот объявлено, что украинская ГТС стоит 26-29 миллиардов долларов. Конечно, это еще один шаг к ведению переговоров, прежде всего, с Россией, о судьбе газотранспортной системы", — сказал Суслов, добавив, что это может быть элементом переговорного процесса и по вопросам взаимодействия Украины с Таможенным союзом.

Как известно, Верховная Рада готова голосовать за изменения в законодательстве, которые допустят проведение подобных операций. Эксперт отметил, что "это надо делать, и надо спешить, пока не завершено строительство Южного потока и пока ГТС резко не обесценилась".

Читайте также: Самостийный Киев хочет только наблюдать

Суслов отметил, что эти решения (относительно судьбы ГТС и активизации переговоров с Таможенным союзом вообще) Киев просто вынужден будет принимать, на кону стоит слишком многое: в 2015 году будут президентские выборы, так что нельзя допустить финансового обвала, краха банков, резкого скачка инфляции.

Другого мнения придерживается заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый. По его словам, украинская ГТС все равно сохранит свое значение для Европы, поскольку Украина располагает подземными газовыми хранилищами. Чалый также напомнил, что двусторонний российско-украинский газотранспортный консорциум возможен только в том случае, если Украина выйдет из Энергетического сообщества с ЕС, таково требование России. По мнению эксперта, это говорит об одном: есть сферы, где Украина уже не может продолжать "сидеть на двух стульях" и должна определяться с выбором вектора интеграции.

Суслов на это возразил, что Европе уже не нужно участие в совместном с Украиной газотранспортном консорциуме. А вот Украина все время теряет доходы от транзита газа — и, когда будет построен Южный поток, потеряет все. У Киева уже нет монополии на транзит, причем это "не заслуга России", европейцы тоже приложили к этому руку.

"Во всех этих обходных газопроводах 50 процентов принадлежит Евросоюзу, то есть, Россия действует вместе с Евросоюзом", — напомнил эксперт, добавив, что "это должно очень многое объяснять украинским политикам". Ведь фирмы ЕС уже получают доходы от транзита российского газа и будут получать еще больше.

Читайте также: Украина метит в космические державы

Поэтому у Украины есть шанс договориться об использовании своей "трубы" не с Евросоюзом, есть шанс договориться только с Россией, отметил эксперт. При этом, по его словам, такие договоренности между Киевом и Москвой "с какими-то провокационными целями все время срываются", в результате Украина несет серьезные экономические потери, и они все время увеличиваются (по официальным данным, ежегодно в среднем на 20 процентов происходит падение объемов транзита российского газа через Украину).

Нужно учесть и технические детали: когда газопроводы загружаются не полностью, растет себестоимость транспортировки газа. Так что, отметил Суслов, эти вопросы Киеву надо решать, и решать быстро. Иначе действительно будет "дело — труба"…

Отметим, что украинская оппозиция считает перспективу продажи ГТС "государственной изменой" и настаивает на том, чтобы все переговоры относительно судьбы газотранспортной системы велись только в трехстороннем формате, с участием Европы.

 Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Лубенский
Андрей Лубенский — русский поэт и писатель, бывший корреспондент Правды.Ру на Украине *
Обсудить