За выбивание долгов банки будут штрафовать

За невозвращение заемщиками денежных средств банкам будут отвечать сами кредитные организации. По крайней мере, если будут требовать деньги назад. Минэкономразвития разработало поправки в закон, предусматривающие санкции (в том числе, штрафы) для банков, которые слишком настойчиво пытаются взыскать просроченные розничные долги со своих клиентов.

По данным СМИ, подготовленные поправки предполагают существенное изменение законопроекта "О потребительском кредитовании", который станет намного жестче по отношению к банкам. В целях обеспечения прав банковских заемщиков-граждан Минэкономразвития предлагает ввести санкции для кредитных учреждений за их нарушение. Так, банк, который слишком активно пытается взыскать долг (например, звонит заемщику по телефону в неурочное время), может быть привлечен к ответственности в виде штрафа или административному приостановлению деятельности.

В соответствии с проектом министерства должностные лица банков либо коллекторов (если работа с просрочкой отдана банком на аутсорсинг) должны будут заплатить от 5 до 10 тысяч рублей, руководители — от 10 до 20 тысяч рублей, а юридические лица — до 100 тысяч рублей. В случае если штрафов окажется недостаточно и взыскатели продолжат истребовать долг с проштрафившегося должника, на них может быть наложено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Меж тем, эксперты отмечают, что подобная мера фактически равносильна ликвидации кредитной организации. Поскольку административное приостановление деятельности означает, что банк не сможет проводить никакие операции. За три месяца бездействия организация просто гарантированно "умрет".

Читайте также: Пять мифов о кредитных историях

До сего момента столь жесткая санкция применялась к банкам только за действия, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей или создают опасность возникновения эпидемий, техногенных катастроф или причинения вреда окружающей среде. Теперь, если поправки пройдут, кредитным организациям смогут приостанавливать деятельность за несвоевременную рассылку смс-сообщений с напоминаниями о необходимости погасить долг и телефонные переговоры с недобросовестным заемщиком.

С одной стороны, законодательная защита интересов клиентов необходима, с другой, в данном случае, похоже, что баланс интересов заемщиков и интересов кредитных организаций не соблюден. Ведь банки, как бы ни были неприятны их действия для заемщиков, просто пытаются соблюсти свои интересы, которые недобросовестные заемщики нарушили своими противоправными действиями.

Если банки лишатся права эффективно истребовать свои средства, то это может стать поощрением недобросовестного отношения граждан к своим финансовым обязательствам. Что станет серьезным шагом назад, ведь в России только-только закончился, наконец, период "кредитного романтизма", когда граждане массово брали кредиты в надежде на "легкие деньги", не задумываясь, что деньги не берутся из ниоткуда и занятые средства вскоре придется отдавать.

Теперь законодатель готов предоставить неплательщику право просто отказаться от назойливого напоминания банков о необходимости вернуть долг. Для этого ему нужно будет просто потребовать прекратить "непосредственное взаимодействие" с ним докучающей кредитной организации. После этого личные встречи и телефонные переговоры будут для банка под запретом. Ему останется только слать недобросовестному заемщику приветы посредством почты или СМС.

Читайте также: Маткапитал наличными — вопрос доверия

Но и то не слишком часто: законодатель оставляет банкам возможность отослать проштрафившимся клиентам сообщение не чаще двух раз в сутки и строго в дневное время. Все остальное время банк, видимо, должен покорно ждать и надеяться, что у неплательщика вдруг неожиданно сама собой проснется совесть и тот самостоятельно начнет предпринимать хоть какие-то действия, направленные на то, чтобы достать денег на возвращение долга.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить