Канун очередного Дня российского предпринимателя, 26 мая, стал датой подведения итогов отрасли. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ остаются темой политических спекуляций. Сообщества бизнесменов требуют пересмотра отношения государства к общественной роли "сословия предпринимателей", особенно "самозанятых" и не зависящих от казны.
Предпринимательские ассоциации активно нацелены на включение в политическую жизнь — как в "лояльном" формате сотрудничества ОПОРЫ России и "Деловой России" с Общероссийским народным фронтом, так и через координацию лоббирования запросов через новые политические силы ("Гражданская платформа" М. Прохорова).
К сожалению, малый и средний бизнес (МСБ), не смотря на стабильное расширение социальной базы, увеличение числа людей выбирающих стратегию самозанятости, так и не стал в РФ полноценным общественным институтом, способным развивать взаимоотношения с властью на паритетных основаниях. В этом плане путь европейских стран является для нас столь желанным и пока недостижимым. Так, показательным стал опыт "переформатирования" отношений власти и бизнеса в Москве после назначения Сергея Собянина мэром столицы. В режиме "проб и ошибок" проходило "очищение города" от нестационарной торговли, ларьков, зачастую размещенных в округе местных транспортных узлов (станции метро, остановки наземного общественного транспорта), увеличение арендных ставок на торговые площади для МСБ, реформирование сферы таксомоторного транспорта, с вытеснением "частников" и малых организаций, и прочее. Такого рода "эксперименты по живому" крайне болезненно воспринимались предпринимателями "низового уровня".
Читайте также: Государство аграриев не бросит
Особую социально-политическую остроту придавало сопоставление "новых порядков" с практикой работы предпринимателей, бытовавшей при Юрии Лужкове — несмотря на все коррупционные издержки, Москва на общероссийском уровне воспринималась как город, адаптирующий все форматы предпринимательской активности. Иными словами, при желании здесь всегда можно было законно заработать. Раздавались обвинения в том, что решения новых властей принципиально направлены на деформацию структур, сложившихся при Лужкове, и в этой связи политическая необходимость превалирует над "здравым смыслом" развития столичного мегаполиса.
Такого рода ситуации, в предельном виде фиксирующиеся в Москве, характерны и для регионов. Общей проблемой стало фактическое отсутствие обратных связей по линии "власти-предприниматели" — инициативы, программы региональных властей, направленные на поддержку МСБ, зачастую оказывают мало востребованными, а предложения предпринимателей увязают в бюрократических согласованиях.
Политика федерального центра также, зачастую, грешит такого рода нескоординированностью. Практически единовременно анонсированное увеличение страховых взносов в пенсионный фонд для малого бизнеса, а также последовательная кампания за "здоровый образ жизни", актуализировал протестный формат, как вероятно, наиболее адекватный способ представления позиции малого и среднего бизнеса по этим инициативам. Напомним, что кампания "здорового образа жизни" предполагает введение ограничений на разрешенное время торговли и сокращение лицензированных точек продажи алкоголя и табачных изделий. Запрет торговли этой продукции в ларьках становится причиной 50 процентов сокращения выручки предпринимателей.
Кроме того, малый бизнес отреагировал на ужесточение условий ведения предпринимательской деятельности "уходом в тень" — с начала года зафиксировано закрытие регистрации более 360 тысяч предприятий малого бизнеса. Среди "ранних" комментариев Минфина, одного из ключевых проводников повышения налоговой нагрузки на МСБ, отмечается, что это аномальное сокращение фактически благотворно повлияло на отрасль — были закрыты в основном бездействующие ИП. Однако, очевидно, что тенденция свидетельствует о нестабильности отрасли.
Читайте также: Шанцев: "Я хочу, чтобы люди мне доверяли"
Особой социальной остротой вопросы поддержки МСБ входят в зону приоритетного внимания президента Владимир Путина. Предложения ОПРОРЫ России о коррекции порядка начислении страховых взносов для малых предпринимателей были активно поддержаны Общероссийским народным фронтом. В ходе "прямой линии", Путин предложил компромиссный вариант — снижения страховых взносов до 1 МРОТ для ИП с доходом менее 300 тысяч рублей, для более высоких доходов — предложена схема ставки МРОТ и начисления 1 процента от дополнительных доходов. Поставлена задача расширить доступ МСБ к системе госзаказа и программам кредитованию развития бизнеса, в регионах официально вводится должность бизнес-омбудсменов, за которыми закрепляется функция расширения координации властей и бизнеса.
Необходимость обращения государства "лицом" к МСБ активизируется федеральным бизнес-обмудсменом Борисом Титовым. Так, еще в начале мая Б. Титов предлагал амнистировать более 111 000 бизнесменов, имеющих судимость за экономические преступления. Отклик и поддержку заявление Титова встретило со стороны главы профильного комитета по уголовному законодательству П. Крашенинникова, а также спикера Госдумы С. Нарышкина. Но амнистия, по их мнению, должна быть частичной.
В глобальном и практическом смыслах амнистия предпринимателей позволит снизить страхи потенциальных инвесторов, расширить социальную базу "рекрутинга предпринимателей". Наряду с этим, решение об амнистии осужденных "по мошенническим" статьям должно стать элементом нового системного подхода государства к взаимоотношению с бизнесом, отводящего для себя роль не столько куратора чистоты бизнесактивности, сколько третейского судьи при возможных конфликтных ситуациях. Но, как стало известно, 23 мая 2013 года на встрече Владимира Путина с представителями бизнес-сообщества в Воронеже, проект амнистии по экономическим преступлениям был назван президентом "сырым" и нуждающимся в дополнительном обсуждении с экспертами и генпрокуратурой. Безусловно, положительное решение с амнистией задало бы импульс развитию бизнес-среде в РФ.
Однако, очевидно, что для "ядерного" электората Путина, вопрос об амнистии предпринимателей, осужденных по мошенническим статьям остается неприемлемым. В этой связи Левада-Центр сообщает о 40 процентах населения, одобряющих амнистию (бизнесмены и предприниматели должны быть заняты своим делом, работать сами и создавать рабочие места, платить налоги, а не терять время в тюрьме), против 30 процентов негативно воспринимающих "освобождение жуликов и мошенников". В этой связи назревает интрига с решением властей: есть ли у нас потенциал выбрать обновленный вектор развития страны на десятки лет вперед.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.