В Великобритании стали выращивать чай

Англия окончательно "прихватизировала" чай

Словосочетание "английский чай" может обозначать не только марку, но и происхождение продукта. Чайный куст успешно интродуцирован на британских островах, в графстве Корнуолл. В прошлом году был получен первый урожай листа в 10 тонн. Англичане намерены увеличивать производство. Но самое удивительное заключается в том, что они уже продают чай в Китай.

Самое интересное, что в 2013 году британцы умудрились даже отправить на экспорт небольшую часть полученного урожая. Причем в производящие чай регионы. Получателем груза стал знающий толк в напитке Китай. По всей вероятности, им заинтересовалась тамошняя номенклатура.

Первое предприятие по выращиванию чайного куста в Англии основала семья Эвелин и Кэтрин Боскавен. Они считаются потомками премьер-министра Великобритании Чарльза Грея. Известный сорт "Эрл Грей" назван в его честь.

Впервые чай был завезен в Европу из Китая в 1550-е годы португальцами. Спустя 60 лет листья чайного куста приехали в Голландию, однако там также напитком не заинтересовались. Тем более что определенно конкуренцию этому товару составлял черный кофе, с которым Европа также начала знакомиться благодаря расширению торговли. Чай, который был дороже кофе, рекламировался как медицинское средство. Зеленые заваренные листья действительно заметно улучшали самочувствие многих людей.

К 1650-м годам в Европе уже появилась тоненькая прослойка регулярных потребителей чая. Среди британской аристократии чай получил популярность после 1662 года, после женитьбы Карла II на дочери португальского короля Иоанна IV Екатерине Браганса, которой в приданное достались фактории и чайные плантации. Заказ получает придворный поэт Эдмунд Уоллер, и в 1663 году он выдает поэму "О чае", которая резко повышает популярность чая среди высшего света.

Совсем неслучайно и сам Карл II в начале 1675 года подписал "Прокламацию о запрещении кофеен", которые были названы им "пристанищем недовольных и просто бездельников". Это был один из первых случаев использования женщин в политических, а вернее даже экономических целях. Король прикрывался интересами женщин, которые утверждали, что мужчины не выполняют семейные обязанности из-за того, что обсуждают в кофейнях политику и свои дела.

Читайте также: "Чайные короли" пригрозили ростом цен

И хотя мужчинам тогда удалось отстоять "свои" кофейни, чай начали продвигать как женский напиток. В 1717 году Томас Туайнинг, владевший кофейней, открыл магазин по продаже чая. При магазине была открыта и чайная — полный аналог мужских кофеен. Это был беспроигрышный ход. Заведовавшие тысячами домашних хозяйств женщины очень скоро позволили чаю выиграть у кофе первенство по объемам потребления. А голландская Ост-Индская компания для распространения чая в среде купечества, ремесленников и мелкой буржуазии подрядила датского врача Корнелиуса Бонтеко подготовить целую серию наукообразных статей о волшебных свойствах чая. Желудочным больным он рекомендовал выпивать полсотни чашек чая в день.

Отработанный прием "чудодейственного" заморского средства использовался и при продвижении никотина, кофе, опиума и прочих колониальных товаров. Каждый раз это резко увеличивало потребление среди состоятельных европейцев, которые были маркером для других слоев населения. Мощному распространению чая способствовала конкуренция между британской и голландской Ост-Индскими компаниями, которая завезла на острова этот продукт в 1669 и то в качестве второстепенного товара. Однако когда британцам удалось открыть в Китае несколько торговых факторий в Китае, они в разы увеличили объемы поставок и к 1750-м годам напиток стал доступен самым широким слоям населения.

После победы в 1784 году Англии над Нидерландам основной конкурент британцев, голландская Ост-Индская компания стала терять рынки и перестала существовать в 1795 году. Это позволило англичанам монополизировать чайную торговлю. Все это время объем импорта неуклонно рос. В 1699 году ввезли 6 тонн, а в 1799-м — уже до 11 тысяч тонн. Фунта чая упал в цене в 20 раз. При этом объем контрабанды примерно соответствовал официально ввозимым объемам. А черный чай успешно вытеснял зеленый. Сушка обеспечивала лучшую сохранность чая, делая его более ликвидным и более прибыльным, так как в черный чай добавлялось все что угодно — от различных листьев до обычной золы. Черный чай был креативным продуктом криминальных дельцов.

Британцы активно наращивали производство под растущий спрос. Вначале чай был сугубо китайским продуктом, но уже вскоре возникла идея организовать его выращивание в Индии, которая находилась практически под полным контролем британцев. Чайные плантации должны были снизить растущее в громадной колонии социальное недовольство. Развитие мануфактур почти уничтожило традиционное ремесленное производство тканей в Индии. Потерявших работу миллионов индийцев нужно было либо уничтожить, либо куда-то пристроить.

Читайте также: Мельница мифов: медицинские заблуждения

Так в 30-х годах 19 века вспомнили о наработках ботаника Джозефа Бэнкса, который считал, что климат и почвы Бенгалии прекрасно подходят для выращивания чая. Выращиваемый в Индии чай можно было не только вывозить в Европу, но и в значительных объемах реализовывать на очень емком индийским рынке. Благодаря внедряемым агротехнологиям и автоматизации обработки чая, индийский экспорт чая уже к началу 20 века сравнялся с китайским, а перед Первой мировой войной и превзошел его. Китай, потерявший монополию на выращивание чая, стремительно беднел, падая в пучину опиумных войн. Опиум, напомним, британцы массово завозили в Китай как раз из Индии.

И вот теперь выращивание чая из Индии переносят в Британию. На внутреннем рынке и в Европе он станет дешевле индийского. А из Британии его уже пусть и в минимальных объемах экспортируют в Китай. Вот такие удивительные виражи истории.

В 2012 году наследники лорда Грея, британское семейство Боскавенов, получили первые 10 тонн выращенного в Британии чая. И заработали на продаже более трех миллионов долларов.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить