С начала нынешнего года Украина продолжает предпринимать лихорадочные усилия по снижению цены на покупаемый газ. Последняя, как известно, является одной из самых высоких в Европе — печальное наследие 5 лет правления в Киеве оранжево-русофобского режима, далеко превзошедшего в своей антироссийской политике даже многие европейские государства.
После прихода к власти Виктора Януковича прежний радикализм сошел на нет — но прозападные поползновения во внешней и внутренней политике со стороны Киева все равно имеют место быть. Потому и скидка на российский газ для Украины составляет ныне всего 100 долларов — за единственный реальный шаг по улучшению межгосударственных отношений, заключению Харьковский соглашений о продлении базирования Черноморского флота РФ в Севастополе до 2042 года.
Однако Киеву, запутавшемуся в своей "многовекторности", под которой подразумевается постоянное движение на "благословенный Запад" в сторону ЕС и США, все равно хочется газ подешевле. Россия, в принципе, не против. Просто условием радикального снижения цены на топливо является либо вступление Украины в Таможенный союз, либо передача Газпрому своей газотранспортной системы. Для начала — в виде создания российско-украинского консорциума. Украинская элита этому всячески сопротивляется — стараясь пролоббировать свою давнюю "маниловскую" мечту о создании консорциума трехстороннего — с участием еще и Европы. В котором от России требовались бы денежки на ремонт обветшавшей украинской "трубы" без права реального управления — и, конечно, заполнения ее своим газом.
Впрочем, сами европейцы давно охладели к этой идее. Особенно после того, как Москва ясно предупредила — без ее поставок украинские газопроводы превращаются просто в кучу ржавого металла, а продавать свой продукт в рамках проекта, в котором она будет лишена права реального голоса, она не намерена. Так что, вот уже больше года Киев ведет вялотекущие переговоры о создании только двухстороннего консорциума с Россией в обмен на снижение цены поставляемого Украине газа.
Читайте также: Киев провоцирует РФ на "закручивание вентиля"
Правда, конца-краю этим переговорам пока не видно. Хотя бы потому, что еще в период правления Ющенко с подачи оранжевых популистов во главе с Юлией Тимошенко, Верховная Рада приняла закон, запрещающий передачу из госсобственности трубопроводной системы. Так что, пока что России предлагается в гипотетическом консорциуме сомнительная роль бесправного арендатора. Хотя украинские партнеры требуют от нее как реальных инвестиций, так и радикального снижения стоимости на "голубое топливо".
Идти же на изменения украинского законодательства по газотранспортной система официальный Киев не желает. Да, впрочем, вряд ли и может протолкнуть эти изменения в условиях постоянно заблокированного оппозицией парламента — которая, к тому же, очень агрессивно настроена ко всему, что в ее глазах не соответствует "европейскому выбору" — то бишь, махровой русофобии.
Между тем, высокая цена на газ все вернее убивает украинскую экономику. И Киев желая "решить проблему, ничего не решая" идет на всевозможные ухищрения на грани здравого смысла. Последней "фишкой" в этом ряду стали газопоставки в "реверсном режиме" — из Европы. Если в прошлом году они играли лишь символическую роль — то в нынешнем могут значительно возрасти. Причиной тому стала позиция Венгрии — согласившейся продавать Украине заметные объемы "голубого топлива". В СМИ называются цифры даже до 10 млрд кубометров в год. А это уже — практически половина от закупленного в России газа за прошлый год. Что угрожает уменьшить эти закупки всего до 10 с лишним миллиардов кубометров — трети от минимально оговоренных контрактом 2009 года объемов газпромовского топлива.
Читайте также: Украина нашла дешевый газ в Туркмении
При этом Украина с деланным сожалением предупреждает Россию: "Если Вы не снизите для нас цену — Вы потеряете самый емкий украинский рынок!" На самом деле, это пустое бахвальство, не имеющее под собой ни малейшей реальной основы. И "венгерский" и "немецкий", и "польский" газ, который официальный Киев закупает в столь желанной для него "благословенной Европе" на самом деле имеет одно и тоже происхождение — российское. Да и поступает в Европу по украинским же газопроводам. Что, кстати, заставляет Газпром подозревать Нафтогаз в "мошеннических схемах" — по которым российское топливо может даже не доходить до западных украинских границ (разве что, "на бумаге") — а спокойно поставляться украинским потребителям сразу же после границы с Россией, как якобы "купленное на Западе".
"Цена вопроса", впрочем, не такая уж и большая для Украины — 390 долларов за тысячу кубометров "европейского" газа против 406 долларов за газ официально российский. Тем не менее, разница в целых 16 американских денег превозносится украинской провластной пропагандой, как "огромное достижение" в вожделенной "диверсификации" газопоставок.
Вообще, серьезные эксперты предупреждают Киев — его ничтожная выгода носит очень временный характер. Европа может продавать Украине российский газ лишь в те периоды, когда он не очень нужен ей самой — поскольку ее контракты с Газпромом тоже построены по принципу "бери или плати". То есть, нужен продукт в данный момент, или нет — деньги за него все равно должны поступить продавцу. А раз появляются излишки — отчего же не сбагрить их помешанным на "удешевлении" российского газа украинским политикам?
Однако цены "спотового рынка" являются лояльными для потребителей лишь в теплые времена года. Осенью-зимой они имеют неприятное свойство подскакивать порой в несколько раз — и горе тем потребителям, у которых нет долгосрочных контрактов по твердым тарифам.
Читайте также: Киев: по "Газпрому" мазохизмом
А, вообще, нынешнее поведение Киева спровоцировано ощущением полной безнаказанности за нарушение контрактных обязательств. Ведь больше месяца назад Газпром уже предупредил украинских партнеров — что согласно подписанному в 2009 году соглашению штрафные санкции за недобор российского топлива составили уже 7 миллиардов долларов. Однако власти Украины не только категорически отказались даже рассматривать законные претензии Москвы — но еще и довольно нахально вообще перестали закупать российский газ в феврале, вместо этого активизировав мышиную возню по центовой экономии реверсных газопоставок из Европы.
Впрочем, первая реакция России уже есть — по сообщениям СМИ, Газпром приостановил свои переговоры о создании с Киевом газового консорциума. Вместо этого активизирована подготовка к вводу в строй второй ветки газопровода Ямал-Европа, проходящего через территорию Белоруссии и Польши. Власти последней, кстати, по первым сообщениям, отнеслись к указанной идее с энтузиазмом. И правда — сколько уже можно стоять на страже интересов далекого Вашингтона, и являющегося основным заказчиком радикально-антироссийской политики значительной части стран Восточной Европы? Варшава уже доигралась с этой линией до прокладки "Северного потока" по дну Балтики мимо своей территории, прямо в Германию — так что усиление ее транзитной роли новой веткой российской "трубы" будет полякам очень кстати.
Зато транзитное значение Украины, благодаря которому она, по сути, и имеет хоть какую-то ценность в глазах Европы, снизится еще более ощутимо. Собственно, после ввода в строй "Южного потока" по дну Черного моря оно вообще сойдет на нет — просто не все в Киеве это понимают. И продолжают хвататься, как утопающий за соломинку, за сомнительные схемы якобы "альтернативных" газопоставок — с такой же сомнительной выгодой в виде нескольких долларов экономии, ценой угрозы окончательной утраты доверия и интереса со стороны российских партнеров.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.