Рост акцизов на водку провоцирует рост контрафакта?

Покупать стали меньше, а пьем по-прежнему?

 Продажи водки в России значительно сократились с начала года. Участники рынка в один голос обвиняют в этом повышение цен на акцизы, предусмотренное законопроектом Минфина. Изготовители крепкого напитка уверяют — сокращение продаж вовсе не означает, что россияне стали меньше закладывать за воротник, просто теперь они пьют некачественную водку.

Впрочем, новость ли это? Для изготовителей крепких алкогольных напитков и участников рынка сбыта всегда главным аргументом было производство контрафакта. Именно ростом нелегального рынка спиртных напитков они пытались устрашить чиновников с самого начала борьбы с алкоголизацией населения. И теперь, уверяют производители водки, начали сбываться худшие их предсказания.

Продажа водки в российских регионах в феврале 2013 года упала на 20-25 процентов, в столице же всего на 12 процентов, пишет в понедельник "РБК daily", ссылаясь на отдельных участников розничного рынка. По данным Россатата, по сравнению с последним днем зимы 2012 года производство водки уменьшилось на 25,8 процента, составив 4,5 миллионов дал. Ретейлеры таким положением дел крайне недовольны и уже успели испортить настроение производителям, заявив о намерении пересмотреть ассортиментный ряд спиртного. Дабы не работать себе в убыток, сбытчики собираются оставить на полках своих магазинов только те бренды, которые признаны хитами продаж. Остальная продукция останется не востребована.

Производители сетуют — в настоящее время минимальная цена за бутылку "беленькой" объемом 0,5 составляет целых 170 рублей, то есть на 45 рублей больше, чем в 2012 году. Казалось бы, 45 рублей — не настолько большая сумма, чтобы отбить охоту у россиян к напитку, который принято считать национальным. Однако на деле оказалось, что этой суммы достаточно для уменьшения спроса на водку, особенно в регионах, где меньше не только заработные платы населения, но и контроль над производителями. Как уверяют члены Союза независимых сетей России, в столице не так легко купить контрафактную водку, как в регионах, а тем более в приграничных населенных пунктах. В Москве же производить и продавать контрафактный напиток сложнее, потому и падение продаж в столице не настолько сокрушительное по сравнению с регионами. Деятели рынка спиртных напитков уверяют, в гости к самогонщикам народная тропа и так едва ли зарастала, а теперь движение по ней станет еще более оживленным.

Читайте также:    "Службы примирения" улучшают статистику? 

Между тем, в стране упали продажи не только водки, но и других спиртных напитков. Так, объемы производства коньяка сократились на 10,3 процентов по сравнению с прошлым февралем, а за два первых месяца производство и вовсе упало на 14,3 процентов. В общей сложности в феврале этого года коньяка было выпущено на российских заводах только 544 тысяч дал, что неудивительно, если придерживаться мнения ретейлеров, ведь одна бутылка крепкого напитка теперь обходится нашим согражданам не менее, чем в 280 рублей. Страдает и дело производителей вина: на 8 процентов сократилось производство столовых вин по сравнению с показателями годичной давности.

Меньше стали изготавливать и пиво, выработка которого снизилась в феврале на 9,7 процентов. А за первые два месяца 2013 года производство пенного напитка сократилось на целых 11,6 процентов. И если в случае с крепкими напитками злую шутку сыграло повышение акцизов и минимальной стоимости за бутылку, то по пивному сегменту ударило приравнивание его к алкогольной продукции. С того момента, как пиво стало считаться спиртным напитком, а не слабоалкогольным, оно попало под законодательную норму о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. Таким образом, с 1 января пиво стало возможным купить только с 8 утра до 11 вечера по местному времени. (Запрет на продажу алкогольных напитков в темное время суток вступил в силу еще 1 июля 2012 года, что сразу же подняло волну негодования среди игроков этого сегмента рынка). Кроме того, если раньше пиво повсеместно можно было купить в палатках и небольших магазинах, то теперь оно, как алкогольный напиток, продается лишь в магазинах, площадь которых составляет не менее 50 квадратных метров. Разумеется, все эти санкции оказали отрицательное влияние на прибыль производителей, которые вынуждены были значительно сократить производство пенного напитка.

Действительно ли рынок контрафакта растет в свете борьбы с алкоголизацией населения, или же таким образом деятели рынка хотят надавить на государство редакция Правды. Ру узнала от эксперта потребительского рынка Марины Петрухиной:

"На самом деле угроза роста рынка контрафакта всегда существовала, и сейчас она не больше и не меньше, чем всегда. Эта угроза существует, потому что есть в принципе акцизное обложение и здесь все зависит от того, как работают правоохранительные органы и Росалкогольрегулирование. Говорить о контрафакте при наличии специального ведомства совершенно неправильно, потому что их задача — бороться с контрафактом и повышать, соответственно, акцизные сборы. Не акциз повышать, потому что это решает налоговый кодекс, которые устанавливает акциз. И у нас запланировано планомерное повышение на три года вперед. А то, что водка подорожала и объемы ее продаж упали — это вполне естественный процесс, — утверждает госпожа Петрухина, подчеркивая, что не верит в рост грубого контрафакта, на котором настаивают ретейлеры, — Это невозможно, их (подделки- прим. ред.) нужно производить из какого-то спирта, а его тоже нужно производить, на него накладывается тот же высокий акциз. Потому что сейчас такое акцизное обложение, когда не на водку отдельно накладывается акциз, а на спирт".

По мнению эксперта, падение объемов продаж при повышении акцизов — процесс легко предугадываемый и неминуемый, поэтому бить тревогу в этой связи не стоит. В то же время не обязательно будет расти рынок контрафакта. Скорее всего россияне найдут другой выход, который позволит им дальше употреблять алкогольные напитки, не меняя привычек, считает Марина Петрухина.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить