Финансовая полиция: быть или не быть

С коррупцией в стране должна бороться специальная структура, а именно — финансовая полиция. С таким заявлением выступил глава СК РФ Александр Бастрыкин. "Финансовые полицейские", по его мнению, должны заниматься разведкой, контролем за освоением бюджетных средств. Однако эксперты сомневаются как в необходимости, так и в эффективности такого органа.

Одна из главных причин, по которой вопрос о создании финансовой полиции остается открытым — это наличие в нашей стране нескольких других структур, которые следят за расходом бюджетных средств. Обязанность контролировать денежные обороты входит в компетенцию Росфинмониторинга, Счетной палаты и Генпрокуратуры РФ. В этой связи создание очередного органа кажется экспертам избыточным. А некоторым — и убыточным с точки зрения затрат из государственного бюджета.

"На мой взгляд, сильной необходимости в создании такой службы нет, поскольку она за собой повлечет дополнительные расходы из бюджета — на подготовку и реализацию проекта данного ведомства, а затем на его существование, на заработную плату чиновников, которые будут в этой финансовой полиции присутствовать, — поделилась с "Правдой.Ру" размышлениями на тему создания финансовой полиции аналитик "Инвесткафе" Екатерина Кондрашова. — И получается, что частично такое ведомство может дублировать функцию управления экономической безопасности МВД России. Поэтому мне кажется, что логичнее было бы в данном случае расширить функциональные возможности управления экономической безопасности, и на его базе создать отдел, который как раз будет заниматься расследованием в финансовой сфере".

Однако есть у инициативы главы Следственного комитета и сторонники, полагающие, что специфические преступления финансово-экономической сферы достойны расследоваться отдельным, компетентным в таких вопросах органом. "Есть такое понятие, как "освоение средств", которое предполагает то, что значительная часть выделяемых средств, субсидий и финансирования уходит либо нецелевым образом, либо просто разворовывается. Конечно, здесь наводить порядок имеет смысл, — считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета, кандидат политических наук Александр Шатилов, замечая, что в целом идея главы СК хорошая. — Другое дело, кому это поручать, потому что финансово-экономическая сфера настолько тонкая и с ней необходимо настолько аккуратно обращаться, что зачастую традиционные силовые структуры при благих пожеланиях могут нанести урон или ущерб финансово-экономической сфере. Поэтому, как мне кажется, если создавать подобного рода структуры, то, наверное, их следует создавать новые, причем желательно с привлечением специалистов".

Читайте также: Налог на роскошь - мелочь, а приятно

Как полагает эксперт, исполнение инициативы Александра Бастрыкина требует надлежащего красивого и грамотного исполнения. В то же время господин Шатилов поддержал идею главы СК о введении уголовной ответственности юридических лиц за совершение экономических преступлений. "Уголовное наказание вводить стоит, потому что действительно сейчас в некоторых случаях средства разворовываются и неэффективно используются, иногда даже в хамской форме, — замечает эксперт, — Но здесь встает вопрос, по каким статьям УК такие преступления проводить, и следует ли вводить новые? Каково должно быть наказание, пропорциональное содеянному? Такого рода меры безусловно должны быть реализованы, но после достаточно взвешенного обдумывания и даже определенной дискуссии во власти и обществе".

"Мне кажется, что это предложение, с одной стороны странное, а с другой — очень типичное для советского чиновника, — замечает, в свою очередь, член комитета ГД по финансовому рынку Павел Медведев, вспоминая, что в СССР для решения каждой проблемы создавали министерство, количество которых в конце концов достигло сотни, — Я думаю, что и Бастрыкин сейчас нечто такое предлагает. Его ответственность — борьба со всеми преступлениями, в частности с финансовыми. Но не зная, что делать, он начинает предлагать создать новую структуру. Новую структуру, конечно, не создадут. Создание новой структуры в обществе и в элите вызовет насмешку и отторжение", — заключает политический деятель.

Читайте также: Конец валютных войн: поговорили и забыли?

Очевидно, что на данном этапе предложение главы Следственного комитета Александра Бастрыкина вызывает совершенно разностороннюю реакцию. С одной стороны, создание органа, который будет четко сконцентрирован на борьбе с коррупцией, пирамидами и незаконным выводом средств за рубеж, то есть будет иметь "широкие контрольные полномочия" в сфере экономических преступлений, кажется необходимостью в российской действительности. В другой стороны, совершенно очевидно, что создание финансовой полиции потребует предельного внимания со стороны государства, четкой проработки и контроля над эффективностью. Поэтому в скором времени ожидать реализации предложения Бастрыкина не следует.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить