На мировом рынке произошло громкое событие — смена лидера в сфере торговли. США скрепя сердце передали пальму первенства коммунистическому недругу — Китаю, который давно уже наступал на пятки "первой экономике". Сумма экспорта и импорта КНР составила 3,87 триллиона долларов, а США — 3,82 триллиона. Разрыв, может быть, и небольшой, но знаковый!
Более полувека назад, после окончания Второй Мировой войны, безусловным лидером по товарообороту в мире были Соединенные Штаты Америки. Теперь пришло время больших перемен. Долгие годы экономисты ждали, когда коммунистическая держава подберется поближе к пьедесталу, и делали ставки на календарный год.
Так, аналитики агентства HSBC Holdings предполагали, что в лидеры по мировой торговле Китай вырвется лишь в 2016 году, сообщает газета "Взгляд". Однако они прогадали. Несмотря на то, что экономика США по-прежнему остается крупнейшей в мире, Китай наконец догнал и перегнал Штаты в области мировой торговли. Как же удалось коммунистической стране сделать столь серьезный рывок вперед?
Читайте также: Китай: великий прорыв или великий провал?
"Динамичный рост экономики Китая последних лет построен как раз на росте внешнеторговых отношений. В этом случае вместе с ростом экономики, естественно, растет и объем внешней торговли, — рассказал корреспонденту Правды. Ру Евгений Надоршин, главный экономист АФК "Система". — Это была основная модель развития Китая на протяжении последних лет, благодаря которой он как раз преуспел и стал той большой значимой экономикой, которой является сейчас.
Есть и другой момент — во время антикризисных мер китайцы пытались переключиться на рост за счет внутреннего спроса. У население недопотребляет из-за ряда проблем. Очень высокая норма сбережений, стандарты качества и уровень населения существенно страдают из-за того, что китайская экономика ориентируется на внешние рынки. То есть в первую очередь экономика живет за счет того, что обслуживает потребности потребителей других стран. И это существенная проблема: получается, что загрязнение и сложности, связанные с производством большого количества товаров, Китай берет на себя, а из-за недостаточных стимулов к потреблению и заниженного курса иностранной валюты блага достаются другим. Этим уже недоволен средний класс, власти вынуждены объявлять реформу за реформой, но пока не преуспели".
И действительно, китайские власти более недовольны происходящим, чем рады. В случае с конкретно взятой страной, где уровень жизни большей части населения вряд ли можно назвать высоким и надеяться на повышение уровня потребления не стоит, слишком плотная связь с рынками других стран выглядит угрожающе. Ведь в начале нового века мировые рынки показывали себя с весьма неблагоприятной стороны, в особенности в том, что касается стабильности. И для того, чтобы экономика страны менее поддавалась внешнему влиянию, китайским властям приходится изощренно варьировать и существенно пересматривать экономическую политику.
"Китайцы вынуждены занижать курс юаня для того, чтобы сохранить привлекательность своих товаров на внешних рынках. Местное население довольно бедное, а товары в значительной степени идут за рубеж. Может, это и помогает Китаю стать лидером в мировой торговли, но доля ее в ВВП высока, — замечает Евгений Надоршин, — Там образом, страна очень зависит от внешних рынков и сталкивается с тем, что любое ухудшение ситуации, нестабильность на развитых рынках (как в Европе, так и в США) немедленно неблагоприятно сказываются на положении в Китае. И китайские власти мало на это могут влиять, потому что те реформы, которые могут изменить систему внутреннего потребления, пока не сработали. Поэтому с моей точки зрения то, что Китай сейчас смог опередить США по внешней торговле — это не плюс. Сейчас зависимость от рынков в других странах — скорее минус.
Многие страны хотели бы иметь возможность лучше управлять своим ростом и меньше зависеть от других. При нынешних условиях, когда многие экономики не способны динамично расти, зависимость от внешних рынков, где власти не в состоянии стимулировать внешний рост и обеспечить хорошую конъюктуру, может сильно ослабить экономику. Внешнеторговые отношения Китая — это одна из его уязвимых сторон, из-за которой сама китайская экономика замедляется, возникает большое количество проблем внутри нее, растет социальное недовольство. Все это уже выливается в протесты, в непонимание действий властей со стороны среднего класса".
Впрочем, в Главном таможенном управлении КНР уже отмечают первые успехи государственных реформ. Так, в 2012 году зависимость страны от внешней торговли снизились на 3,1 процента по сравнению с 2011 годом, составив 47 процентов. Причем зависимость от экспорта сократилась до 24,9 процента, от импорта — до 22,1 процента, пишет "Утро.ru". Впрочем, в ГТУ КНР отмечают, что властям страны придется приложить еще очень много усилий, чтобы сократить зависимость.
Читайте также: "Чайные короли" пригрозили ростом цен
Как бы то ни было, на сегодняшний день у аналитиков и экономистов не остается сомнений, что совсем скоро США вынуждены будут передать КНР и звание крупнейшей экономики в мире. По мнению исследователей PricewaterhouseCoopers, это случится в 2017 году. Однако не исключено, что и в данном случае Китай совершит неожиданный резкий рывок и станет современной коммунистической сверхдержавой в более короткий срок.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.