Россия может стать биоэкономичной державой номер один в мире. О наличии у страны такого потенциала заявила на заседании научно-экспертного совета при председателе Совфеда спикер палаты регионов Валентина Матвиенко. Но в настоящий момент ситуация в РФ катастрофическая: на территории скопилось более ста миллиардов тонн различных, в том числе токсичных, отходов.
"Почти 700 тонн на каждого жителя страны — вдумайтесь в эти цифры!" — призвала Матвиенко. По ее словам, средний уровень утилизации составляет только 30 процентов, а из отходов потребления вторичного сырья извлекается только два процента. Остальные 98 процентов загрязняют окружающую среду и негативно влияют на здоровье населения. Меж тем, 24 апреля текущего года была утверждена Комплексная программа развития биотехнологий в РФ до 2020 года — "БИО2020".
Читайте также: Швеция нацелилась на соседский мусор
"Одно из главных условий реализации этой очень ответственной и серьезной программы — создание надежной законодательной базы, — сообщила спикер палаты регионов. — Прежде всего, необходимо принять законодательные меры по стимулированию господдержки фундаментальных разработок и научных исследований в сфере биоэкономики. Ее развитие должно стать одним из краеугольных камней при встраивании России в мировую экономику". По мнению Матвиенко, слаженная работа регионов и федерального центра в данной сфере, а также создание внятного законодательства способно обеспечить России лидирующие позиции в мире в области биоэкономики.
Согласно данным, приведенным Матвиенко, в настоящий момент РФ занимает третье место среди поставщиков биотоплива в Европу. При этом, при условии выделения госсубсидий на его производство, стоимость изготовления можно будет сократить в 15 раз — с 40-50 долларов за тонну до трех долларов. Что, конечно, позволит серьезно повысить конкурентоспособность российского биотоплива.
Остается, правда, не совсем понятным, как расширение его производства и развитие биотехнологий поможет решить проблему мусора в России. "Если мы говорим о топливе для передвижных средств, например, для автомобилей, то это вообще никак не может быть связано, — пояснил корреспонденту "Правды.Ру" сопредседатель общественной экологической организации. "Экозащита" Владимир Сливяк. — Для производства биотоплива сажают определенного рода растения, а потом из них, собственно, делают топливо. Есть еще один вид — тоже не из мусора, но, по крайней мере, ближе — это топливо из опилок, в большом количестве образующихся на определенных производствах. Однако это другого рода топливо, не для автомобилей — так называемые древесные пеллеты (топливные гранулы — прим. "Правда.Ру"). Возможно, Валентина Матвиенко имела в виду производство такого топлива, однако, опять же, древесные опилки сложно называть мусором. По крайней мере, в русском языке мусором принято называть совсем другое".
Меж тем, основная проблема в РФ связана именно с тем, что в русском языке называть мусором принято. Огромное количество свалок, по большей части несанкционированных, раскинулось на территории и в окрестностях российских городов. Особенно страдают крупные центры. И если при том развитии отрасли, о котором говорила председатель Совета Федерации, органический мусор возможно станет использоваться для производства различных биопродуктов переработки, то что государство намеревается делать с остальными видами мусора пока не совсем ясно.
Читайте также: "Арктику" и "К-162" спасают от утилизации
А ведь сбор и утилизация мусора является доходным бизнесом. Так, мировой рынок "управления мусором", то есть его сбор, вывоз, переработка и утилизация, оценивается в 120 миллиардов долларов, сообщает "Коммерсантъ". Некоторые из стран (например, Китай) даже зарабатывают на том, что принимают чужой мусор. Его вывозят те страны, где захоронение непереработанных отходов запрещено законодательно. Нашумевшие "мусорные войны" разгорались некоторое время назад в Неаполе именно из-за доходности мусорного бизнеса, который не желала выпускать из своих рук мафия. Тогда в город потребовалось даже вводить национальные войска.
Всего существует два пути решения "мусорной" проблемы. Это утилизация и переработка. Утилизировать отходы можно путем захоронения на свалках (при соблюдении всех санитарных и проектных норм свалки безопасны для экологии) и путем сжигания. Второй способ не так однозначен: при сжигании в атмосферу в большом количестве попадают вредные микрочастицы, не говоря уже о том, что нагревание до высоких температур многих видов промышленного мусора просто опасно. Однако наиболее предпочтительна переработка мусора. Она позволяет сохранять ценные природные ресурсы, беречь окружающую среду от загрязнения и сильно удешевляет производство многих вещей, так как отходы гораздо дешевле аналогичного природного сырья.
В России переработка мусора станет рентабельна только после того, как мусор станет рассортировываться в момент выбрасывания. Хотя бы на органические и неорганические отходы. В противном случае его рециклинг не окупится для производящей его компании. Кроме того, даже если начать выполнение рассортировки и переработки уже сейчас, на те сто миллиардов тонн отходов, о которых говорила в своем докладе Валентина Матвиенко, это никак не повлияет. Они по прежнему останутся лежать на тысячах нелегальных свалок, отравляя окружающую среду. Эта проблема требует отдельного проекта, так как "БИО2020" может помочь решить лишь вопрос с переработкой органического мусора и лишь после того, как отходы начнут сортировать.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.