На просторы рейтингового бизнеса выходит новое агентство, которое создадут русские, китайцы и американцы. Претендующее на статус глобального игрока агентство Universal Credit Rating Group появилось на свет в Пекине и является совместным детищем китайского рейтингового агентства Dagong Global, американского Egan-Jones и российского RusRating.
Ранее AFP сообщило о том, что китайское рейтинговое агентство Dagong планирует привлечь партнеров в США и России для создания нового международного рейтингового органа, потому как рейтинговая "большая тройка" (Fitch, Standard & Poor и Moody's) при составлении рейтингов, по версии китайской стороны, демонстрирует "неадекватность". В США в число "неадекватных" внесли само агентство Dagong, так как по заверениям американской стороны, они не могут "проверить адекватность" работающей в КНР компании.
Dagong раньше других понизило рейтинг США: с ААА до A+ в 2010 г. и A в 2011 г. (S&P — в 2011 г. до АА+u). Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) отказалась признать эти оценки, сославшись как раз на неподконтрольность компании. В заявлении Dagong, которое цитирует Bloomberg, отмечается, что нынешняя международная система не способна создавать надежные рейтинги и обещает предоставить рынкам капитала непредвзятую информацию. Ведущую тройку мировых агентств — Standard & Poor's, Moody's, Fitch — внесли в число виновников кризиса, так как они искажали информацию об эмитентах и их финансовом состоянии.
"Чрезмерный оптимизм американских агентств привел к кризису мировой экономики. Текущая система рейтингов уже не удовлетворяет нужды инвесторов", — отметил президент агентства Egan-Jones (США) Шон Иган. Ранее Совет по финансовой стабильности G20 рекомендовал снизить влияние рейтинговых агентств на принятие инвестиционных решений, а Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам США в июле начали расследование против S&P, которое подозревают в необоснованном завышении рейтингов ценных бумаг, в том числе ипотечных облигаций США.
Читайте также: Западня для растущей экономики
Репутация рейтинговых агентств оказалась подорвана не только неприятностями финансового кризиса, но и многочисленными заявлениями официальных лиц. В мае президент Турции Реджеп Тайит Эрдоган выступил с предложением о создании в Турции нового рейтингового агентства. Такое заявление последовало после снижения рейтинга Турции Standard & Poor's с "позитивного" до уровня "стабильный". Эрдоган уверяет, что оценка агентства не отражает реального положения дел в экономике Турции, напомнив о росте ВВП страны за прошлый год на 8,5 процентов. Премьер-министр отметил, что стране выгодно иметь собственный рейтинговый институт, чем загодя посеял сомнения в "адекватности" оценок еще не созданного агентства.
Три организации-партнера нового рейтингового агентства Universal Credit Rating Group (UCRG) особо подчеркивают, что не представляют интересов какой-либо конкретной страны или группы. По сравнению с "большой тройкой" рейтинговых агентств, участники нового проекта — это амбициозная "молодежь". RusRating организовано в 2001 году, Dagong Global — в 1994 -м, а Egan-Jones — в 1995-м. При этом составить серьезную конкуренцию Fitch, Moody's и S&P новая структура в ближайшее время не сможет. В этом бизнесе необходимо долго работать на репутацию.
Читайте также: Moody's расшатывает Евросоюз
Однако национальный подбор участников этого проекта выглядит весьма перспективно — они представляют крупнейшие рынки и экономики мира. Неслучайно, что о желании присоединиться к группе уже заявили более 30 рейтинговых агентств. Штаб-квартира компании разместится в Гонконге, а функционировать агентство начнет уже в ближайшие шесть месяцев. При этом Egan-Jones и RusRating позиционируют себя как агентства, использующие бизнес-модель, отличающуюся от методов "большой тройки".
Новый игрок рынка будет вести деятельность за счет инвестиций частных компаний. Как отмечается в документе агентств, они формируют свои доходы за счет потребителей рейтинговых продуктов экспертов агентств, а не за счет эмитентов. В этом состоит основное отличие бизнес-модели, которое, как считают основатели фирмы, позволит им избежать финансовой зависимости от эмитентов, которая приводила к искажению информации.
В ближайшие пять лет агентство обещает разработать единые рейтинговые стандарты и международные нормы для выставления рейтингов, создать систему услуг для мировых рынков, получить возможность участвовать в составлении международных рейтингов. То есть планирует стать "четвертым колесом" в нынешней трехколесной системе рейтингового бизнеса.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.