Строительство в РФ плавучей атомной теплоэлектростанции

Плавучая АТЭС стала в России долгостроем

В России ждут не дождутся постройки плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), которую планируют установить в Певеке на Чукотке. Сообщается, что ПАТЭС будет использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. Однако стратегически важный проект до сих пор находится на стадии обоснования инвестиций.

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) — пилотный российский проект, разрабатываемый Федеральным агентством по атомной энергии России, предприятием ОАО "Балтийский завод" (сейчас), ОАО "Малая энергетика" и прочими организациями. Согласно проекту, станция состоит из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками КЛТ-40С ледокольного типа. Длина судна — 144 метра, ширина — 30 метров. Водоизмещение — 21,5 тысячи тонн.

Согласно техническим характеристикам, плавучая атомная станция может использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн пресной воды. Установленная электрическая мощность каждого реактора — 35 Мегаватт, тепловая мощность — 140 гигакалорий в час. Срок эксплуатации станции составит минимум 36 лет: три цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.

Было много планов относительно того, куда в первую очередь установить головную, то есть первую ПАТЭС. Называлось ЗАТО Вилючинск на Камчатке (там находится база атомных подлодок), на строительстве газовых месторождений на Таймыре, в Певеке на Чукотке. Звучали и экзотические версии: например, Республика Кабо-Верде (Острова Зелёного Мыса). Звучали в планах Канада и Индонезия с их труднодоступными территориями. Но до сих пор планы остаются планами. Хотя 15 сентября 2011 года проект ПАТЭС в Певеке получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Читайте также: Япония не смогла обойтись без АЭС

В настоящее время проект находится на этапе обоснования инвестиций. Денег, как всегда, не хватает. В соответствии с Федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года был проведён закрытый тендер на создание ПАЭС малой мощности. 19 мая 2006 года победителем тендера было объявлено северодвинское предприятие "Севмаш".

 

 

В 2008 году объявлено, что часть заказов на узлы и агрегаты будет размещена на Балтийском заводе. И в конце концов "Росатом" вообще передал весь заказ на Балтийский завод. По данным ряда СМИ, достройка плавучей АТЭС "Академик Ломоносов" может задержаться из-за спора вокруг ее стоимости. "Росэнергоатом" готов выделить Объединенной судостроительной корпорациине более шести миллиардов рублей, но подрядчика сумма не устраивает.

А ведь если разобраться, для ПАТЭС также требуются средства на строительство береговой инфраструктуры, что тоже стоит немалых денег. Действительно, дополнительной статьей расходов может стать устройство схемы выдачи электрической и тепловой мощности, подготовка причала и так далее. Кстати, когда-то предполагалось поставить ПАТЭС в Северодвинске, где есть береговая инфраструктура, а вот в Певеке и Вилючинске ее потребуется создавать с нуля. До сих пор эти деньги в расходы на ПАТЭС не включались.

В итоге стоимость первой ПАТЭС (только по приблизительным подсчетам) возрастает до 24,2 миллиарда рублей, а удельная цена станций даже после выхода в серию может в несколько раз превысить уровень традиционных для Крайнего Севера дизельных мощностей. Российским корабелам уже приходят в голову весьма, кстати, здравые мысли: а не закончить ли строительство нашей головной ПАТЭС (да и последующих) на продвинутых и не особо озабоченных внутренней конкуренцией корейских верфях? Ведь дешевле будет.

Читайте также: "Грязному атому" нет места под солнцем?

В "Росэнергоатоме" заявляют, что не могут договориться с ОСК о стоимости достройки первой ПАТЭС "Академик Ломоносов". Для "Росэнергоатома" точка окупаемости при достройке ПАТЭС находится в районе шести миллиардов рублей, а сумма, которую называет ОСК, кажется избыточной.

Готовность станции в "Росэнергоатоме" оценивают в 60 процентов. Что, согласитесь, не очень впечатляющая цифра после стольких лет постройки. Тем более, что денег на достройку ПАТЭС все равно пока не хватает.

По мнению известного и авторитетного российского корабела, директора ФГУП "ЦНИИ им. академика А. И. Крылова" академика РАН Валентина Пашина, в настоящее время сроки строительства боевых кораблей и гражданских судов на отечественных верфях, как правило, неконкурентоспособны, что, в свою очередь, ведет к удорожанию работ.

"Например, задержка графика строительства на пять лет увеличивает стоимость работ в полтора раза. Поэтому важно поднять на качественно новый уровень конструкторско-технологическую подготовку производства, взяв курс не на административный ресурс, а на рыночные механизмы", — приводит слова академика Центральный военно-морской портал. Как же подходят слова академика к строительству многострадальной ПАТЭСМ…

Кстати, плавучие реакторы гражданского назначения использовались уже давно. Так, в США использовались для обеспечения энергией Панамского канала (судно Sturgis, 1966-1976) и американской исследовательской базы в Антарктике (1962-1972). Неужто мы-то не осилим?

Читайте все самое интересное в рубрике "Общество".

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить