Активно продвигаемые РЖД планы строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) не получили поддержки Минэкономразвития и Минтранса. Там отметили, что скоростные магистрали необходимо возводить между сибирскими городами и поволжскими городами, а предлагаемые РЖД проекты ВСМ между Москвой, Петербургом и Екатеринбургом слишком затратны и не нужны.
Выполняя августовское указание, Минэкономразвития и Минтранс уточнили свои позиции относительно строительства в стране высокоскоростных магистралей. Напомним, что ранее РЖД просила у правительства 2,6 триллиона рублей. В эту сумму монополия включила не только строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ), но и расходы по модернизации подвижного состава. РЖД предлагала соединить высокоскоростными магистралями также и города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Также РЖД планировала построить высокоскоростные пути на Варшаву и Таллин, однако в конце августа текущего года стало известно, что запрашиваемые средства не заложены в бюджет.
В МЭР уже подготовили проект доклада президенту, где чиновники выразили поддержку планам развития высокоскоростного движения в России, однако от ВСМ-1 (Москва-Питер) и ВСМ-2 (Москва-Екатеринбург) в ведомстве предлагают отказаться. По предварительным расчетам, магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом протяженностью 659 километров оценивалась в 1,12 триллионов рублей, причем 700 миллиардов рублей планировалось взять из бюджета.
Читайте также: РЖД отрекается от электричек
Министерство сомневается в экономической эффективности этого проекта, а взамен предлагает строить высокоскоростные магистрали между городами-миллионниками в Поволжье, Сибири и на Урале. Однако с учетом огромных затрат РЖД ставит на первое место именно реализацию проектов ВСМ Москва — Санкт-Петербург и Москва — Екатеринбург. Дело в том, что на этих линиях с учетом огромного количества жителей этих агломераций РЖД может обеспечить максимально возможную загрузку поездов. Ведь даже окупаемость "Сапсанов" по сей день является вопросом неоднозначным. И отмена "Сапсана" из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород подтверждает зыбкую арифметику прибыльности скоростного поезда.
В РЖД считают, что смогут перемещать по ВСМ московско-питерской агломерации порядка 10,5 миллионов человек в год. Ни на одной другой потенциальной ВСМ такого пассажиропотока не будет, тем более что, согласно одному из озвученных вариантов, ВСМ может захватить аэропорты Пулково и Шереметьево. Чиновники же отмечают, что строительство дороги между двумя столицами даст смешную (по сравнению с дикими затратами) экономию по времени. В лучшем случае она составит 45 минут. А потому нынешних дневных скоростных "Сапсанов", идущих 3 часа 45 минут и ночных поездов, где поездку можно совместить со сном, между городами вполне достаточно. А что касается ВСМ-2, которую планировалось проложить из Москвы в Екатеринбург через Казань и Нижний Новгород, то МЭР считает этот маршрут слишком протяженным и защищает позиции авиации, полагая, что по воздуху летать будет удобнее. Тем более, что и затраты на эту магистраль почти в два раза выше триллионных на ВСМ-1.
При этом МЭР предлагает обратить особое внимание на "несапсанизированные" регионы. В качестве пилотных проектов предлагаются участки Омск — Новосибирск, Казань — Самара, Новосибирск — Красноярск, Казань — Екатеринбург и Казань — Уфа. Строительство в Сибири и на Урале высокоскоростных магистралей создаст дополнительные условия для увеличения объема производства и развития регионов.
В центральных и восточных регионах страны необходимость резкого ускорения железнодорожного движения уже давно стало насущной. Неслучайно то и дело начинаются разговоры о создании параллели Транссибу, второго БАМа и так далее. Минтранс со своей стороны предлагает строить не высокоскоростные (300-400 километров в час), а скоростные магистрали (200 километров в час).
Читайте также: РЖД казенных денег не хватает
В планах Минтранса отсутствует высокоскоростная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом и Екатеринбургом. В скоростном движении, по мнению Минтранса, также не нуждаются маршруты Москва — Минск — Варшава — Берлин, Москва — Киев, Москва — Рига и Санкт-Петербург — Таллин, которые планировались РЖД. В связи с тем, что из числа городов-участников исключен Ярославль, расходы сокращаются на 124 миллиарда рублей. По мнению транспортников, пока можно ограничиться скоростными трассами Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург (76,8 млрд рублей) и Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Краснодар — Адлер (210 млрд). Минтранс, таким образом, уложился в 286,8 млрд рублей.
Однако РЖД от своих планов отступаться не собирается. Компания намерена настаивать на строительстве ВСМ на самых выгодных с точки зрения окупаемости территориях. Разве что тактика продвижения и реализации этих проектов изменится. Например, строительство ВСМ-1 в РЖД предлагает начать с отрезка "Логовежь — Новая Тверь — Крюково" длиной 180 километров и ценой в 186 миллиардов рублей. Что это даст? Время в пути между Москвой и Тверью можно будет сократить до 40 минут, разгрузится часть Октябрьской железной дороги.
Что же касается ВСМ-2, то РЖД привязывает ее к проекту Транссиб-2… Хотя предлагаемый отрезок даже географически до Сибири не дотягивает.
На слушаниях в начале октября в Общественной палате генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" Денис Муратов пояснил, что высокоскоростная магистраль Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург частично будет проходить параллельно существующей Транссибирской магистрали и на нее можно будет направить часть пассажирских перевозок. Видимо, это позволит в целом ускорить широтный грузопоток.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.