Город Расон - СЭЗ, в которой Северная Корея сотрудничает с Китаем и РФ

Торговые объятья Китая и КНДР

Правительство Китая готово работать с Северной Кореей над созданием и развитием свободных экономических зон. Речь идет о двух СЭЗ, которые будут располагаться в городе Расон и в устье реки Ялуцзян. Между тем, Расон рассматривается Россией как опорная точка на Корейском полуострове для реализации собственных проектов в этом узловом регионе.

В ходе недавнего визита второго лица в руководстве КНДР Чан Сон Тхэка в Китай гости пытались убедить соседей активнее инвестировать в островные СЭЗ — Вихвадо и Хвангымпхен.

Но у китайцев несколько иные географические приоритеты в государстве Кимов. Китай и Северная Корея намерены совместно развивать две свободные экономические зоны. Первая расположена на островах в устье реки Ялуцзян, по которой проходит граница между двумя странами. В этой СЭЗ планируется размещать компании, связанные с информационными технологиями и туризмом.

Читайте также: Ким Чен Ын восходит на олимп

Вторая находится в городе Расоне (Раджин-Сонбон) на границе России, Северной Кореи и КНР. Раджин — незамерзающий порт, он способен переваливать до 4 миллионов тонн грузов в год. Порт имеет три причала общей протяженностью 2510 метров и способен принимать суда дедвейтом до 30 тысяч тонн. СЭЗ в Расоне была создана в 2011 году. В этой зоне планируется сконцентрироваться на переработке сырья, производстве оборудования, а также заняться высокоэффективным земледелием.

Согласно подписанному в 2010 году между властями КНДР и китайской госкомпанией Shangdi Guanqun Investment меморандуму, китайцы пообещали вложить порядка 2 миллиардов долларов в СЭЗ, построив в Расоне завод по переработке угля, железную дорогу, автомагистрали и порт. Также в Расоне находится построенный специалистами СССР в 1973 году нефтеперерабатывающий завод мощностью до 2 миллионов тонн, ныне законсервированный.

В развитии СЭЗ может принимать активное участие и Россия, которая заинтересована в затягивании грузопотока на свою территорию. Кроме того, в Расоне может быть создан логистический центр — весьма активно над этим проектом работает корпорация "Российские железные дороги". К октябрю текущего года должно быть восстановлено железнодорожное сообщение между Россией и КНДР.

Сейчас совместное предприятие российско-корейское предприятие "РасонКонТранс" занимается восстановлением железной дороги из Расона до станции Хасан в Приморском крае РФ.

СП зарегистрировано в особой экономической зоне "Расон" на срок 49 лет, 70 процентов в уставном капитале принадлежит российской стороне, а 30 процентов — северокорейской. При этом российская сторона осуществляет строительство за свой счет, а северокорейцы внесли в СП имущественные права на третий причал и прилегающую к нему территорию порта. Причальные терминалы в Расоне взяли в аренду и китайские компании. Российско-корейское СП планирует построить контейнерный терминал в морском порту Раджин.

Договоренность о реконструкции Транскорейской магистрали совместными усилиями России и КНДР и ее выводе вдоль побережья Японского моря через пограничный переход Туман-ган (КНДР) — Хасан (Россия) на Транссибирскую железнодорожную магистраль была достигнута еще в 2001 году.

Соглашение о реконструкции участка от российской границы до северокорейского порта Раджин было подписано в 2008 году, а в октябре 2011 года был завершен первый этап реконструкции железной дороги. По участку Раджин-Хасан провели демонстрационный состав. Российские железнодорожники положили здесь так называемую совмещенную колею, по которой могут ходить как узкоколейные корейские поезда, так и российские, на колее 1520 миллиметров. На следующем этапе стороны должны построить терминал в северокорейском порту с потенциалом пропускной способности до 400 тысяч TEU в год.

В мае стало известно о том, что Россия и Северная Корея ввели в действие волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) на железнодорожном приграничном участке Хасан (РФ) — Туманган (КНДР). ВОЛС используется для обеспечения технологических потребностей железных дорог России и КНДР, а также в коммерческих целях, она может быть продлена вглубь северокорейской территории.

В конце июля в КНДР поехала делегация РЖД во главе со старшим вице-президентом Валерием Решетниковым. Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, на переговорах с корейской стороной обсуждались пути развития совместного проекта "Хасан-Раджин", включающего в себя реконструкцию участка железной дороги длиной 54 километра, строительство грузового терминала в порту Раджин, и дальнейшую эксплуатацию инфраструктуры. На них также был рассмотрен вопрос об увеличении объема инвестиций в проект со 140 до 250 миллиона долларов.

Читайте также: В КНДР раскрепощают чиновников

Между тем, стоимость полного восстановления Транскорейской магистрали оценивается в 7-8 миллиардов долларов. Ее ввод в строй и смычка с российским Транссибом, как предполагается, позволит создать самый протяженный евроазиатский транспортный коридор длиной свыше 10 тысяч километров и загрузить Транссиб южнокорейскими и японскими грузами.

Повышению узнаваемости СЭЗ Расон должна содействовать и практика проведения здесь ежегодных международных выставок. С 20 по 23 августа в особой экономической зоне (СЭЗ) Расон пройдет вторая по счету выставка, в которой, кроме КНДР, примут участие семь стран. Продукцию представят предприятия Северной Кореи, а также компании России, Китая, Франции, Швейцарии, Чехии, Тайваня и Австралии.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить