В поисках точки выхода на безубыточность РЖД

РЖД казенных денег не хватает

Инвестиционная программа РЖД на текущий год может быть увеличена на 31,7 миллиарда рублей, составив 460,1 миллиарда рублей. Накануне в ходе совещания по вопросу тарифной политики на железнодорожном транспорте Дмитрий Медведев заявил о необходимости определить объем инвестиций для развития железнодорожного транспорта на долгосрочную перспективу.

Готовность РЖД увеличить инвестпрограмму, наверное, можно воспринимать как ответный жест на обещание правительства индексировать тарифы на перевозки на будущий год на семь процентов. Однако не исключено, что это промежуточный вариант, а тарифы будут выше.

"Кое-что доработаем, но будет в целом семь процентов. Там вопрос — с инвестиционной составляющей или без", — отметил Дмитрий Медведев.

При этом заместитель министра экономического развития Андрей Клепач заметил, что повышение тарифов в 2013 году на семь процентов вместо запланированных пяти с половиной процента "инвестиционных аспектов не решает". Это лишь точка выхода на безубыточность, утверждает замминистра.

Читайте также: Трын-трава для "зайцев" за 4 млрд

Тем временем решение об увеличении инвестпрограммы уже принято на уровне инвестиционного комитета ОАО "Российские железные дороги". Далее это решение будет вынесено на рассмотрение совета директоров компании, после чего оно должно быть одобрено правительством РФ, отмечает РБК.

В РЖД объясняют увеличение объемов инвестпрограммы получением доходов выше планового уровня при снижении расходов. Дополнительные средства в размере 31,7 миллиарда рублей планируется инвестировать в развитие инфраструктуры и закупку подвижного состава.

Так, на обновление тягового подвижного состава в текущем годы запланированы инвестиции в размере 60,8 миллиарда рублей, на которые планируется купить 537 единиц тягового подвижного состава. За полгода закуплено 211 локомотивов, в том числе 124 электровоза за 25,3 миллиарда рублей.

В общей сложности на обновление парка подвижного состава в текущем году запланировано 74,8 миллиарда рублей, при этом по состоянию на первое июля компания инвестировала на эти цели 30,7 миллиарда рублей. По словам Якунина, инвестпрограмма РЖД предусматривает закупку около 400 локомотивов в год, в то время как потребность составляет около 700 локомотивов ежегодно.

Стоит отметить, что в нынешнем году РЖД столкнулась с валом исков от грузоотправителей и операторов рынка. Дело в том, что несмотря на работающий в стране громадный парк вагонов эффективность их использования остается ниже всякой критики из-за растущего год от года порожнего пробега.

Читайте также: Duty Free — любимчик России и Китая

"В СССР порожний пробег составлял 22 процента от общего объема движения. В 2009 году этот показатель уже был равен 41 проценту, в прошлом году он достиг 52 процентов, в текущем — более 60 процентов. Рост порожнего пробега ведет к появлению дефицита инфраструктурных мощностей, увеличению объемов сортировочных работ, длительным простоям вагонов на магистральных путях. Уже сегодня простаивают тысячи вагонов сроком более трех суток", — отмечает президент Гильдии экспедиторов России Семен Резер.

При этом значительную часть вагонов РЖД передала специально созданным грузовым операторам, которыми монополия уже не управляет. С начала нового года только "Первая грузовая компания", принадлежащая НТК металлургического магната Лисина, подала к РЖД более 40 исков. "Трансойл" Геннадия Тимченко в этом году подал 14 исков. "Нефтетранссервис" братьев Аминовых подал в 2011–2012 годах к РЖД более 70 исков.

Большинство из них связано именно с поставкой порожних вагонов грузоотправителю, за что по-прежнему отвечает РЖД. Как отмечают операторы, смысл предъявляемых исков не столько в получении материальной компенсации, сколько в стимулировании монополии, которая должна решать системную проблему повышения скорости движения. В прошлом году из-за срывов сроков поставки грузов РЖД заплатила свыше двух миллиардов рублей по искам грузоотправителей.

Читайте также: Железные дороги требуют инвестиций

Что же касается долгосрочных планов развития системы железных дорог России, то реализация принятой генеральной схемы до 2020 года требует 5,7 триллиона рублей, а дефицит финансирования составляет около двух триллионов рублей. Как отмечает глава РЖД Владимир Якунин, необходимо привлекать внебюджетные источники финансирования.

"Хотел бы обратиться к вам с просьбой, чтобы вашим поручением была создана рабочая группа для проработки вопросов дополнительных внебюджетных источников финансирования развития инфраструктуры", — сказал Якунин на совещании по вопросам долгосрочной тарифной политики на железнодорожном транспорте под руководством премьера Медведева.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить