Недавно четверть жителей планеты потребляла 60 процентов мирового продовольствия — в 4,5 раза больше, чем остальное население. А идея "золотого миллиарда" процветала в развитых странах. Но механизм капитализма — экономическое развитие — остановился, все рынки стали глобальными. Средний класс оказался под угрозой, а вместе с ним и вся система общественных отношений.
В условиях грядущей ограниченности ресурсов все развитые страны (США, Канада, Япония, Австралия и Евросоюз. — Ред.) мучил один вопрос: войдет ли Россия в состав этого самого золотого, или, иначе, сытого, миллиарда. Вопрос сей отнюдь не праздный — еще недавно население нашей страны было гораздо больше, а значит, и потреблять продовольствия оно должно было больше. Но не только еда — краеугольный камень взаимоотношений между развитым и развивающимся миром.
Минеральное сырье, которое является не возобновляемым ресурсом на планете, было доступно для потребления приблизительно одной седьмой человечества. До конца прошлого века сверхконцентрация спроса приходилась на цветные металлы: в среднеразвитых странах спрос на порядок, а в слаборазвитых — на два-три порядка уступал странам Запада. В 70-80-х годах прошлого века высокоразвитые государства потребляли 90 процентов всего алюминия, 85 процентов меди и 80 процентов никеля.
Сейчас концентрация спроса приходится на нефть. Из-за нее бюджет многих развивающихся стран стал профицитным, экономический рост стал стремительным, а развитые страны немедленно начали локальные войны за энергоресурсы, поскольку собственного производства уже стало не хватать. Однако после финансового кризиса 2008 года у развивающихся стран появился хороший шанс полностью изменить экономический, а затем и политический ландшафт планеты. Ведь еще недавно Запад всеми силами держал остальной мир в промышленной "недоразвитости", в качестве сырьевого придатка, зоны сброса вредных отходов и источника дешевой рабочей силы.
Читайте также: Россияне — не скупые, но платят дважды
Теперь это положение вещей под большим вопросом. Экономический коллапс на Западе поставил под угрозу существование среднего класса, ответственного за основную часть потребления ресурсов. Американцы, европейцы и японцы с каждым днем становятся все беднее, а объем трат на 20-25 процентов превышает их реальный уровень доходов. А современная экономическая система давно живет только за счет эмиссионного перекредитования. Если перевести все это на человеческий язык, нарисуется неприятная картина: экономическое развитие при существующей системе капитализма более невозможно. Экономическая система Запада достигла своего совершенства, построенного на расширении: сегодня все рынки стали глобальными, научно-технический прогресс остановился, совокупные объемы затрат на инновации больше не окупают себя.
Вот почему Соединенные Штаты делают все возможное, чтобы продолжать накапливать долги и не отсрочить момент их возврата. Согласно мнениям экспертов, даже если просто остановить их рост, начнется серьезное падение уровня жизни населения, а там не за горами исчезновение среднего класса, которое сегодня существует в развитых странах исключительно на накачке кредитного спроса. Его падение приведет к падению реальных доходов, и, по оценкам экономистов, в Евросоюзе и США он достигнет 50 процентов от нынешнего уровня. Великая депрессия, говорят, будет нервно покуривать в сторонке.
Но если с Западом все понятно, а с Китаем и привязанными к нему экономиками более-менее прогнозируемо, то что будет с Россией, пока не совсем ясно. Политическая элита новорожденной России под руководством Бориса Ельцина считала, что место русских — в "третьем мире", а вот националистическая элита полагала, что наоборот. Реальность же такова: мы продолжаем оставаться для Запада сырьевым придатком, но вступление нашей страны, например, в ВТО якобы должно положить этому конец. Развитый мир распахивает для простушки Москвы свои объятия, но не окажутся ли они губительными?
Проблема в том, что при попытке защититься от продукта производства стран "золотого миллиарда", оппозиционеры и неолибералы начинают манипулировать общественным мнением, упирая на возведение нового "железного занавеса". В то время как политика умеренного торгового протекционизма совсем не антигосударственное дело, а наоборот. Теперь же многое зависит от того, какая система общественных отношений будет выбрана при "Совсем Новом мировом порядке". С большой долей вероятности на смену капитализму придет социализм — в том виде, в котором он культивируется среди большинства развитых стран. И который, кстати, является вполне закономерной фазой развития постиндустриального общества.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.