Идеи "зеленого роста", которые предполагают экологичное производство, энерогоэффективность и рациональный подход к освоению новых ресурсов, могут помочь российской экономике. Однако комплексно развивать это направление российское руководство пока не спешит, тогда как бедные ресурсами страны рассматривают "зеленые" идеи со всей серьезностью.
Переход к концепции "зеленого роста" должен быть постепенным, чтобы не оказать негативного влияния на социальную сферу страны, сообщил журналистам заместитель директора Российского центра исследований АТЭС Глеб Ивашенцов на совещании по вопросам охраны окружающей среды, проходящем в Хабаровске в рамках проведения форума стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Двадцать четвертая ежегодная встреча лидеров государств Азиатско-Тихоокеанского региона пройдет во Владивостоке в сентябре этого года, а в Хабаровске в преддверии этого масштабного события проходят встречи министров по туризму и вопросам охраны окружающей среды.
"В перспективе мы будем переходить к более экологичному производству, но мы не можем сразу его ввести. Опыт других стран показывает, что надо шесть-семь лет, чтобы перейти к экопроизводству. Мы должны учитывать, и экологический, и социальный вопросы, чтобы они не ударили по трудящимся", — цитирует Глеба Ивашенцова РИА Новости.
Кстати, сама концепция "Зеленый рост" была впервые официально обнародована в 2005 году именно в Азии. Ее презентовали на проходившей в Сеуле на V Конференции министров охраны окружающей среды Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными принципами, положенными в основание этой концепции, является экологическая эффективность экономической деятельности и ресурсосбережение. А важным элементом государственного регулирования в этой сфере и внешним маркером развития именно в этом направлении выступают так называемые экологические налоги.
Читайте также: Зеленый материк против чистой энергетики
Для имеющей ярко выраженную сырьевую ориентацию России активное внедрение таких стандартов как внутри страны, так и в сопредельных государствах, означает постепенное сокращение объемов экспорта углеводородов. А значит, вряд ли наша страна может являться активным пропагандистом подобных мер. Сырьевая же рента перераспределяется на такое количество ртов, что появление неких эконалогов в этом секторе весьма сомнительно.
Но при этом отсутствие движения в данном направлении в скором времени может стать практически официальным основанием для дискриминации отечественных товаров и услуг на мировом рынке и ослаблении целых секторов российской экономики. Так это происходило, например, в гражданской авиации, которая оказалась слишком шумной для Европы.
"Не исключено, что какие-то ограничения могут быть применены и к другим нашим товарам", — отмечает Ивашенцов.
В РФ еще в 1996 году была принята концепция перехода к устойчивому развитию и если воспринимать сокращение населения как оптимизацию определенного компонента в рамках устойчивого роста, определенные успехи были достигнуты. Однако в сфере деградации окружающей среды РФ по-прежнему является одним из лидеров.
Пока Россия успешно проедает свой природный потенциал. Если в докризисном 2007 году официальный ВВП вырос на 7,4 процента, то чистые накопления, корректирующие рост на истощение ресурсов и ухудшение качества среды, составили минус 13,8 процента.
Российские власти пока избирательно подходят к концепции сбалансированного экологического роста, фокусируясь на его отдельных элементах. К ним можно отнести обнуление НДПИ на добычу попутного газа, создание предприятий по производству оборудования для альтернативной энергетики (ориентированных при этом преимущественно на экспорт), идея введения энергоаудита здания и сплошного строительства энергоэффективного жилья.
Читайте также: Мировую экономику истощают удары стихии
И в то же время России есть что предложить миру практически по всем считающимся перспективным направлениям развития зеленых технологий в экономике — от решений в области альтернативной энергетики до огромных объемов чистой воды и органической пищи.
В связи с концепцией "зеленого роста" часто вспоминается Киотский протокол, так и не подписанный основными эмитентами парниковых газов. Однако даже в рамках этого соглашения российской экономике не было бы тесно, уверены эксперты ООН.
"РФ с ее огромными природными ресурсами и потенциалом для повышения энергоэффективности промышленности и зданий может удвоить ВВП к 2030 году, сохраняя при этом объем выбросов парниковых газов на уровне 1990 года", — отмечают при этом в ООН.
Впрочем, для этого необходимо наращивать инвестиции в экологичное и энергосберегающее производство. В России реальные экономические механизмы стимулирования зеленого кластера в экономике не прописаны, практически отсутствует опыт частно-государственного партнерства в этой отрасли, а значит переход к концепции "зеленого роста" будет не просто постепенным, а "очень постепенным".
Читайте все самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.