Если вы имеете целью потерять миллиарды долларов, взорвать дорогостоящее обрудование и, возможно, даже убить несколько людей в придачу, сложно выбрать для этого более подходящую деятельность, чем ракетостроение. Вот почему космические программы спонсируют правительства: у них достаточно денег, которые можно отправить в никуда. Но где же выгода?
Так было всегда — по крайней мере, в истории американского ракетостроения. У тамошнего правительства достаточно времени, которое можно профукать, и, что самое главное, никто не осмелится задать властям вопрос, за что платят налогоплательщики. Теперь же, похоже, кое-что изменилось: 31 мая новый космический корабль Dragon приводнился в Тихом океане после девятидневной миссии, в ходе которой он вышел на орбиту, состыковался с МКС, обменялся с ней грузами, а затем отправился домой — и все это без единого инцидента.
Корабль построило не NASA, и не Европейское космическое агентство, и не Россия, и не Китай. Создателем Dragon стал Элон Маск — да-да, частное лицо, — владелец калифорнийской компании Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) и на данный момент единственный человек, который сумеет развернуть Америку обратно лицом к космосу — сначала отвоевав позиции на орбите, а затем, возможно, и за ее пределами.
Читайте также: SpaceX бросил вызов Роскосмосу
Маск успел зарекомендовал себя как успешный предприниматель еще в до SpaceX эру: именно он, 41-летний уроженец Южной Африки, основал в свое время тогда малоизвестный сервис электронной коммерции под названием PayPal. Сервис сделал Маска весьма обеспеченным господином, и в 2002 году он вложил часть своего состояния в новую компанию, работающую в области ракетостроения. Целью "новичка" было создать более простые и более надежные ракеты для предоставления услуг по запуску некоммерческих спутников и аппаратов типа Apollo, в которые могут поместиться до семи человек.
В последние десять лет мечта о создании собственной скромной космической программки перестала казаться чем-то необычным, по крайней мере, если мечтатель — обеспеченный, очень обеспеченный человек. Если раньше богатеи покупали себе футбольные команды, то теперь они хотят покорять космос. Однако у Маска был другой план. Его не интересовала организация развлекательных суборбитальных прогулок для тех, кто может позволить себе выложить 250 тысяч долларов за 20-минутный полет. Элон хотел создать реальную ракету и реальный космический корабль для реальной работы. И, как выяснилось, без его помощи NASA было действительно не обойтись.
Читайте также: НАСА: итоги года и перспективы развития
В 2004 году администрация Джорджа Буша объявила, что в 2010 году все действующие шаттлы отправятся на пенсию, и что NASA придется придумать другой способ доставки астронавтов в космос. В 2006 году, когда работы над новым проектом начали неприлично отставать от графика, космическое агентство приняло смелое решение открыть свои двери для частных фирм, возжелавших стать "таксистами" по маршруту Земля — орбита. В дверь постучались SpaceX и вирджинская компания Orbital Sciences, которые и получили контракты на обеспечение как минимум 12 грузовых рейсов на МКС с 2012 по 2015 год с условием, что в будущем, возможно, они будут заниматься и отправкой на МКС астронавтов, если NASA понравится их работа.
То, что сделал Маск, NASA уже понравилось. Элон без проблем получил многомиллиардные контракты с государственным и частным секторами и сейчас думает над тем, как будет в недалеком будущем отправлять экипажи на орбиту, на Луну и, не исключено, даже на Марс.
Успех SpaceX обусловлен во многом не столько хорошей технологической базой и стабильным финансовым положением, сколько самой персоной Маска. Он и Гейтс, и Джобс в одном лице, инженер и фантазер, промышленник и, не без этого, эгоист. "С точки зрения того, что сейчас отправляется в космос, именно мы — американская космическая программа", — говорит Маск. И ведь не скажешь, что он неправ.
По материалам Time
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.