Ровно месяц остается до события, к которому наше правительство стремилось без малого два десятилетия, — вступления России во Всемирную торговую организацию. Но для многих отраслей отечественной экономики это присоединение может оказаться фатальным. Сахалинские рыбаки не стали ждать ратификации протокола, а решили напрямую сказать власти, чего ждут от нее в новых условиях.
Вчера в Южно-Сахалинске представители местного рыбопромышленного комплекса передали депутату Госдумы Георгию Карлову список предложений его коллегам, которые могли бы снизить негативное влияние на отрасль присоединения России к Всемирной торговой организации. Оно повлечет за собой отмену импортных пошлин на ввоз рыбной продукции иностранного производства и других мер по защите отечественных рыбаков.
Чтобы это не подрубило российский рыбопромышленный комплекс на корню, сахалинцы ждут от федеральной власти перевода всех предприятий отрасли, вне зависимости от численности работников, на единый сельхозналог, а также снижения таможенных тарифов на промысловое оборудование, которое не производится в России. Эта мера поможет снизить стоимость новых судов отечественного производства, которые часто дороже иностранных.
"МРС-150 (малый рыболовный сейнер — Ред.) мы покупаем за сумасшедшие деньги, за 35 миллионов. Больше у нас на Дальнем Востоке ничего не строят. Но и для этих МРС мы можем в России построить только железо, а оборудования в стране не производится никакого — и не было, и развалено.
Читайте также: Зубков наловил рыбки на всех
У нас нет ни двигателя, ни мостика, а современное промысловое судно — это не танкер, это целый "луноход" со сложным технологическим оборудованием. Поэтому мы ставим вопрос о снятии пошлин на ввоз оборудования и механизмы для судостроения, — цитирует информагентство SakhalinMedia председателя Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александра Попова.
Неоправданная дороговизна отечественных судов не дает развиваться в отрасли и лизинговым схемам. Рыбакам проще купить потрепанную посудину китайского или корейского производства, чем арендовать новое российское судно.
"В апреле Росрыболовство проводило совещание в Сбербанке. Тогда банкиры сказали, что если будут лизинговые схемы, они готовы на тот процент, который платят рыбаки за строительство судов в Европе. Но тут обязательно должна быть компенсация ставки государством, причем на срок окупаемости, и этот вопрос прорабатывается. Общий язык со Сбербанком найден, лизинговая компания говорит — "стройте, хоть в России, хоть за рубежом".
Главное, чтобы нас не заставляли строить на российских верфях. Они не то что не готовы, они не будут этого делать. Они спят и видят — получить госзаказ и сидеть на нем. Пример — эта МРС, калоша длиной 24 метра за миллион долларов. А у нее — китайские или корейские двигатель и лебедка, только железная коробка наша. Поэтому у нас должна быть свобода выбора, а если строим за рубежом, то не должно быть никакого НДС и пошлины, только тогда мы сможем обновить промысловый флот",- отметил Александр Попов.
Получив наказ сахалинских тружеников голубой нивы, Георгий Карлов собирается донести его до коллег на слушаниях по проблеме развития отечественного рыбопромышленного комплекса при вступлении России в ВТО, намеченных на 18 июня.
Читайте также: Росрыболовство заставит купить новые флаги
Однако, как рассказал в интервью "Правде.Ру" зампред думского Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев, народные избранники итак прекрасно осознают необходимость привести налоговое и таможенное законодательство в соответствие с новыми условиями, в которых окажется российская экономика после вступления в ВТО.
"Наши рыбаки очень нуждаются в изменении налогового законодательства. У нас многие ходят под чужими флагами только потому, что оно не позволяет рыбу возвращать в Россию. Из-за этого у нас на прилавках мало океанской рыбы", — признал наличие проблемы Николай Арефьев. — Что касается оборудования, то у нас есть предложения по снятию пошлин с той его части, которую не производит наша промышленность.
Однако и здесь есть вопросы. Закупают поношенные суда за рубежом, а наша промышленность простаивает. Но тут тоже куча проблем. Чтобы спасать судостроительную отрасль, нужно решать вопросы и с рыбаками, и с эксплуатационниками. Чтобы они закупали свои суда, есть предложение снизить таможенные пошлины, но при этом ввести так называемый утилизационный сбор, как в автомобилестроении. Но эта мера только на ввоз импортных судов. Что касается нашего судостроения, там требуется целый комплекс мер".
Но не все здесь зависит от законодателей. Ведь во многом неготовность российской экономики к конкуренции в условиях ВТО объясняется отсутствием необходимой законодательной базы. Это общая проблема, не только в сфере рыболовства.
Читайте также: Российскую рыбу догонят по-тихому
"Весь вопрос заключается в том, что прежде чем ратифицировать договор о вступлении в ВТО, нам необходимо принять все нормативные документы для защиты нашей экономики. Чтобы 15 июля, когда мы ратифицируем договор, все они заработали — по дотациям судостроителям, по снятии пошлин с рыбы…
Чтобы это все было известно, и каждый директор, капитан-директор на судне уже твердо знал, в каких условиях он будет работать. Но, к сожалению, это только наши благие пожелания. Правительство пока разработало только один нормативный акт по защите наших производителей — это утилизационный сбор на автомобили. По остальным отраслям экономики нормативной базы еще просто нет", — посетовал собеседник "Правды.Ру".
Поэтому на долгожданное присоединение нашей страны к торговой организации Николай Арефьев смотрит без энтузиазма: "У меня есть все основания опасаться, что следующую путину начинать будет уже некому. У меня такое чувство, что если мы ратифицируем протокол о присоединении к ВТО 15 июля, то через полгода у нас рухнут сразу несколько отраслей народного хозяйства — авиастроение, судостроение и весь агропром".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.