Скоростные Сапсаны, которые летают из Москвы в Петербург и Нижний Новгород, являются самыми успешными пассажирскими поездами России. Рентабельность экспресса, который запустили менее года назад, составляет 30%, в то время как остальные пассажирские перевозки РЖД убыточны, уверяет глава РЖД Владимир Якунин и желает купить еще 8 сверхдорогих поездов.
Об этом сообщает издание "Ведомости", которое упоминает и о том, что считают рентабельность в железнодорожной монополии довольно специфически. Ссылаясь на источники близкие к РЖД, газета информирует, что при расчете рентабельности глава монополии не учитывал капитальные затраты — подготовку инфраструктуры, строительство депо и даже закупку самих "Сапсанов".
При таких раскладах "Сапсаны" со своими ценами на билеты и в самом деле выглядят самыми рентабельными поездами РФ. Другие виды пассажирских железнодорожных перевозок для РЖД убыточны: в 2010 году убыток от пригородных перевозок компании составит 34 млрд, от перевозок дальнего следования — 36 млрд.
Читайте также: "Пассажиров заманивают на верхние полки"
Успешность "Сапасанов" Якунин объясняет тем, что экономически необоснованные тарифы на пригородные перевозки утверждают регионы, на поездки в плацкартных и общих вагонах устанавливает Федеральная служба по тарифам. А цены на "Сапсаны" регулирует сама корпорация.
По данным РЖД поезда между Москвой и Питером заполняются на 84,5%. Исходя из этого доход РЖД от продажи билетов на "Сапсан" при их нынешней стоимости может составить около 205 млн евро в год, а прибыль от эксплуатации этих поездов превышает 61 миллион евро.
По расчетам логистов специализированного портала Infranews, на январь текущего года общие расходы на закупку, техподготовку, ремонт путей и строительство депо составили к настоящему моменту и дополнятся в течение времени — 45,22 млрд. рублей. Месячная выручка от трех пар поездов на направлении Питер-Москва — не более 231 млн. рублей. При полном учете расходов говорить об окупаемости "Сапсанов" в ближайшие 16 лет не стоит.
В 2006–2007 годах РЖД заключила с Siemens два контракта — на покупку восьми "Сапсанов" за 276 млн евро и их 30-летнее обслуживание за 354,1 млн евро (11,8 млн евро в год). Для сравнения, Китай подписал контракт на строительство сотни высокоскоростных поездов ICE за 750 млн. Разница слишком большая - отмечали СМИ. Даже с учетом оптовой закупки китайцев (которые купили и лицензию на производство) и того набора факторов, которые укладываются в концепцию "Россия не Америка"…
С другой стороны, что альтернативы развитию современных высокоскоростных видов транспорта у России с ее громадными пространствами попросту нет. Улучшить ситуацию может и малая авиация, но до железнодорожной массовости ей пока очень далеко.
Именно поэтому ОАО "РЖД намерено в течение ближайшего месяца принять решение о целесообразности закупки дополнительных поездов "Сапсан" в количестве от 4 до 8 для маршрута Москва — Санкт-Петебург, сообщил старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович.
При этом с 30 октября время "Сапсана" в пути по маршруту Москва-Санкт-Петербург будет сокращено до 3 часов 40 минут, в 2012 году время составит 3 часа 30 минут. Вице-президент также отметил, что планируется запускать сдвоенные поезда "Сапсан" по 20 вагонов.
Что касается запуска "Сапсанов" на новых направлениях, то могут вновь возникнуть коллизии с рентабельностью. Компания уже эксплуатирует самое прибыльное в РФ направление Москва — Санкт-Петербург. Зарабатывать на других внутрироссийских направлениях Сапсаны будут меньше.
Глава ОАО РЖД продолжает строить сапсановы планы в своем блоге: 6 октября там появилась запись о том, что между Москвой и Санкт-Петербургом в 2014 году может появиться высокоскоростная железнодорожная магистраль. "Не делать этого — пещерный атавизм. Такие дороги строят во всем мире, и Россия тоже пойдет по этому пути. Другого выбора нет", — полагает глава РЖД. Поезда на этой магистрали смогут развивать скорость до 350 км/ч, а время в пути между двумя столицами сократится до 2,5 часа.
Якунин также сообщил, что РЖД рассматривает возможность запуска скоростных поездов в европейские столицы, в частности, в Берлин и Париж. "Есть вполне реальная идея запуска скоростных поездов Москва — Берлин и Москва — Париж. На этих направлениях достаточно большой пассажиропоток. Если сейчас до Берлина мы доезжаем за 36 часов, то, поставив правильные поезда со скоростями 200-250 км/час, время в пути можно будет сократить до суток", — пишет Якунин.
Читайте также: "Словакия подрывает российскую колею"
Месяц назад РЖД открыли пассажирское сообщение между Москвой и Ниццей. Днем позднее компания договорилась с Французскими железными дорогами (Societe Nationale des Chemins de fer Franсais, SNCF) о поддержке в развитии прямого пассажирского сообщения "Москва-Париж". Таким образом, РЖД все активнее действует на весьма доходном европейском направлении.
Самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.