В ноябре 2010 года Украина перекачает партию венесуэльской нефти в объеме 80 тысяч тонн для Белоруссии по маршруту Одесса-Броды-Мозырь. Для этого система "Одесса-Броды" будет запущена в аверсном режиме. Сейчас нефтепровод используется для перекачки российской нефти в украинские порты — в первую очередь на одесский НПЗ, принадлежащий "Лукойлу".
В прошлые годы единственным поставщиком нефти Россия в Белоруссию была Россия. В 2009 году из соседней страны в Белоруссию пришло 21,5 млн. тонн нефти. в последние годы Белоруссия ежегодно расходовала примерно 8 млн тонн нефти, а еще 13,5 млн перерабатывала и продавала с огромной прибылью. Нефтепродукты шли на рынки западных стран, в первую очередь Польши и Германии. Москва отказалась спонсировать топливный бизнес соседей.
Читайте также: "Белорусский "день независимости" от российской нефти"
В январе белорусы были вынуждены согласиться с ограничением беспошлинных поставок нефти из России до 6,3 млн тонн в год. Это те объёмы, которые необходимы для покрытия внутренних нужд страны. Общий объём поставок в текущем году предположительно составит 21,5 млн. тонн.
Соглашение о поставках нефти из далекой Венесуэлы было подписано белорусским президентом в ходе мартовского визита в Каракас. Открытое в декабре 2007 г. белорусско-венесуэльское СП по добыче нефти (Petrolera BeloVenesolano) начало работу на базе двух месторождений — Гуара Эсте и Лагомедио.
В 2008 году президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Чавес объявил о выделении Белоруссии трех дополнительных нефтяных месторождений, что по планам должно было позволить выйти на промышленную добычу 2 млн. тонн углеводородного сырья. Всего Венесуэла планировала поставлять Белоруссии 80 тыс. баррелей нефти в день.
В апреле текущего года Президентам Белоруссии и Украины удалось договориться о транзите венесуэльской нефти. Схема доставки выглядит следующим образом: танкерами сырье перебрасывается в Одесский порт, после чего по железной дороге перевозится на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия.
Не прошло и месяца, как первая партия нефти для белорусско-венесуэльского совместного предприятия "Petrolera BeloVenesolano", прибыла в Одесский морской торговый порт (ОМТП).
Министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко заявил, что Украина рассчитывает получить $120-130 млн от транзита по своей территории железнодорожным транспортом венесуэльской нефти в Белоруссию.
Генеральный директор Белорусской нефтяной компания Владимир Зубков отметил, что в 2010 году поставки нефти из Венесуэлы в Белоруссию могут составить 4 млн тонн, в 2011 году — 10 млн тонн. А 6 октября на разгрузку в Одесский морской порт встал уже десятый танкер с сырьем для Белоруссии — "Ceram Sea" с 74 тысячами тонн венесуэльской нефти.
В июне 2010 года делегации Украины и Белоруссии обсудили вопрос использования профицита пропускной способности трубопровода Одесса-Броды для поставок венесуэльской нефти, близкой по качеству к российской нефти Urals, на ОАО "Мозырский НПЗ" (Белоруссия) по маршруту Южный-Броды-Мозырский НПЗ с использованием нефтепровода "Дружба". При этом украинская сторона требовала гарантий стабильного заполнения нефтепровода в объеме минимум 4 млн тонн нефти в год.
"Мы также работаем в третьих странах — Африка, Азия — и намерены начать поставки нефти оттуда", — убеждал белорусский премьер Сергей Сидорский первого вице-премьера Украины Андрея Клюева в ходе встречи 4 октября.
Вместе с тем Минск старается диверсифицировать и пути поставок. В июле и августе танкеры с латиноамериканской нефтью стали поступать в эстонский порт Мууга. А вчера стало известно о том, что Литва и Белоруссия договорились о транзите венесуэльской нефти через Клайпедский морской порт. В течение года, как сообщил гендиректор Klaipedos nafta Рокас Масюлис изданию "Литовский курьер", планируется перебросить около 2,5 млн тонн нефти. Но подписывать предлагаемый Литвой долгосрочный договор на поставки нефти Минск не спешит.
Читайте также: "Украина и Белоруссия: нефтебизнес на двоих"
Вместе с тем, белорусам принципиально важно задействовать в поставках именно трубопроводный транспорт. Транзит нефти по нефтепроводу обошелся бы Беларуси в два раза дешевле, чем транспортировка по железной дороге. Венесуэльская нефть, по данным официальной статистики, в мае стоила Минску $656 за тонну (в июне $568), в то время как российская цена находилась на уровне $398 за тонну. Очевидно, что вопрос рентабельности стоит очень остро.
Лучшим решением для Минска стало бы использование для перекачки нефти с черноморского побережья нефтепровода Одесса-Броды и далее на Мозырь, а также запуск нефтепровода Вентспилс-Полоцк с прибалтийского направления. Однако Латвия в цепи поставок пока отсутствует. Выгоды Минска совершенно неочевидны, белорусам придется идти на дополнительные многомиллионные затраты на достройку системы.
Есть один немаловажный момент. Российские компании в значительной степени контролируют эти трубы. В частности, нефтепроводом Вентспилс-Полоцк управляет компания LarRosTrans. Это латвийско-российское СП, которое на 34% принадлежит российской государственной компании "Транснефтепродукт" — "дочке" "Транснефти".
Что касается трубопровода "Одесса-Броды", то его оператором является украинская "Укртранснафта" — дочернее предприятие весьма зависимого от Москвы "Нафтогаза Украины". Но заполняется он российской нефтью, причем в качестве единственного посредника выступает все та же АК "Транснефть". Магистраль использовали "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и ЛУКОЙЛ.
"Одесса-Броды" стыкуется с южной веткой нефтепровода "Дружба". В связи с этим существует межправительственное соглашение о транзите нефти через Украину. И там есть ряд положений, которые предусматривают порядок уведомления друг друга о расторжении этого соглашения. Украина должна заранее уведомить российскую сторону о мерах, которые она будет принимать по прекращению транзита через их территорию.
Но о реакции российской стороны в связи с разворотом прокачки Одесса-Броды ничего не известно. Такое ощущение, что ее просто нет. Или никакого уведомления не поступало. Спокойно Москва реагирует и на активность Минска в отношении прибалтийских магистралей.
А ведь раньше компании РФ весьма активно противодействовали всяким попыткам "аверснуть" магистраль. В сентябре хозяйственный суд Киева привлек ОАО "АК Транснефть" к делу о возмещении ОАО "Укртранснафта" убытков на сумму около 12,8 млн грн из-за вынужденного простоя ПАО "ЛУКОЙЛ-Одесский нефтеперерабатывающий завод" в октябре 2009 года, когда "Укртранснафта" изменило маршрут транспортировки нефти.
В свое время активно обсуждался проект альтернативных поставок нефти в Европу, минуя Россию. Планировалось перегружать каспийскую нефть в Грузии на танкеры, затем выгружать в Одессе и транспортировать на польские НПЗ по маршруту Одесса-Броды с достройкой трубы до польского Плоцка. Российская сторона довольно нервно реагировала на эту возможную альтернативу, а проект так и остался на бумаге.
Стоит отметить, что РФ уже столкнулась с профицитом трубопроводных мощностей. Две очереди Балтийской трубопроводной системы позволяют экспортировать на запад до 120 млн. тонн нефти в год. А есть еще Турция, перекрывающая проливы и навязывающая свой проект Самсун-Джейхан. По прогнозам в 2012–2015 годах потребность в услугах украинской нефтеперерабатывающей и нефтетранспортной систем для транзита российского сырья будет стремительно падать.
Если отдать в реверс белорусской нефти маршрут Одесса-Броды и позволить Минску завести его на свои НПЗ, еще один потенциально альтернативный маршрут поставок нефти в ЕС окажется под косвенным, а со временем возможно и прямым контролем Москвы. Зато идея продлить ветку до евросоюзовских НПЗ в Польше канет в лету.
И что еще интереснее, российским нефтяникам нет необходимости заполнять эту трубу. Венесуэле же крайне интересно выйти на европейский рынок со своей нефтью. И Каракасу плевать на то, кто сидит в Минске и контролирует белорусские НПЗ. Отношения с Москвой у Чавеса не хуже чем с Минском, а Россия явно более стратегически важный партнер.
Кстати, крупнейший нефтетрейдер страны Gunvor Геннадия Тимченко (которого в прессе называют близким другом Владимира Путина) проявляет интерес к покупке Первой грузовой компании — дочке РЖД. Компания контролирует 77 тыс. цистерн, плюс еще около 35 тыс. цистерн у "Трансойл", которая уже принадлежит Тимченко.
Основная масса цистерн по всей видимости будет работать на восточном направлении. Но при таком количестве хватит и на запад. Таким образом, к возможным неожиданностям основной продавец российской нефти на мировом рынке подойдет во всеоружии.
Между тем, Лукашенко обещает в случае переброски основных транзитных объемов газа в строящийся "Северный поток", конкурировать с "Газпромом" за европейского потребителя.
Читайте также: "Дело на триллион"
"Нас пугают: "Северный поток", "Южный поток", откажемся от транзита через Беларусь". Ну и не надо. "Закроем под Смоленском задвижку?" Закрывайте, но мы в эти трубы заведем этот разжиженный, в Балтике, $300 млн., и запустим в эти трубы. Эта труба куда идет? Она идет в Польшу, Германию, Чехию и так далее. И если здесь будет $150, а "Газпром" за $220 предлагает, — ясно, на кого будут работать эти трубы. Ну хоть бы это подумали, элементарно!", — заявил белорусский президент на пресс-конференции для российских журналистов.
Уж не катарский ли сжиженный газ, который сбивает цены и конкурирует с российским, собирается закупать Минск, чтобы таким образом обеспечить второй энергетический контур газового контроля Москвы и Минска над ЕС?
Самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.