Свыше половины украинской экономики функционирует в тени. Это признают в правительстве и обещают уменьшить зарегулированность бизнеса. Крупным игрокам понизят налоги на прибыль и НДС. Однако новый налоговый кодекс, поддержанный Верховной Радой 7 октября, вынудит уйти в тень миллионы мелких предпринимателей, исправно плативших по упрощенной схеме.
Налоговые новшества резко ограничивает возможности для ведения многих видов малого и среднего бизнеса страны. Это приведет к уходу предпринимателей в тень, а в выигрыше окажутся определенные бизнес-группы.
Украинские предприниматели демонстрируют высокий уровень политической активности. Но пикеты, акции и другие законные способы донести до властей позицию наиболее экономически активной части населения страны особого эффекта не возымели.
Как полагает большинство экспертов, украинская власть всерьез вознамерилась решить проблемы олигархата за счет малого и среднего бизнеса. Тактика проста: на фоне якобы ведущегося диалога проталкивать новый кодекс. Возмущение началось еще в июне, после того, как законопроект был принят в первом чтении. Тогда президент поручил доработать кодекс. Доработки оказались чисто косметическими и Рада приняла кодекс уже во втором чтении.
«Всем должно быть понятно, что реформы не могут быть очень хорошими абсолютно для всех, всех устраивать, всех радовать. Лекарств сладких не бывает», - прямо заявил глава правительства Николай Азаров.
Но лекарство окажется сладким - для крупного бизнеса. Правительство инициирует поэтапное снижение ставки налога на прибыль предприятий с нынешних 25% до 16%: в 2011-2012 годах она сократится до 19%, в 2013-2014 - до 18%, в 2015 - до 17%, а в 2016 - до 16%.
От налога на прибыль на 10 лет освободят предприятия легкой, судостроительной и авиастроительной промышленности, а также компании, предоставляющие гостиничные услуги. С 20% до 17% планируется снизить НДС.
Затыкать бюджетные дыры планируется за счет так называемых «упрощенцев». Размер единого налога для них увеличивается с 200 до 600 гривен. С июня «мелочь» заставили платить и по 300 гривен в пенсионный фонд, так что общая сумма вырастет практически до 1000 гривен.
Малые предприниматели уже в середине октября должны уплатить за квартал тысячу гривен только пенсионных взносов. Но какой смысл платить, если пенсионные взносы предпринимателей принесут им прибавку всего лишь в 30 гривен к минимальной пенсии? Этим вопросом задаются на Украине многие. Эксперты предрекают не массовый выход из тени, а массовый уход в нее...
"Если ежемесячно миллион предпринимателей должны были платить по 200 гривен налога, то теряется 200 миллионов гривен. Если умножить на пять месяцев, с тех пор как закон вступил в силу, то через налоговые органы государство недополучит 1 миллиард 100 тысяч. А всего дополнительно государство планировало собрать в пенсионный фонд 1 миллиард гривен", - считает глава Института поддержки регуляторной реформы в Украине Владимир Дорош.
Новый кодексавтоматически сокращает число упрощенцев. Согласно новым поправкам месячный оборот упрощенцев не должен превышать 300 тыс. гривен (ранее было 500 тыс.).
Некоторые сферы деятельности и вовсе будут де-факто выведены из-под «упрощенки». Например, при осуществлении услуг по информатизации единый налог составит 1000 гривен. Список услуг, которые могут оказываться «упрощенцами», сокращен и де-юре. Частными предпринимателями не могут быть оптовые торговцы, юристы, бухгалтера, аудиторы, консультанты, рекламисты и интернет-бизнесмены.
Сейчас по упрощенной схеме на Украине выплачивают налоги 4 млн 200 тыс. физических лиц. Принятие изменений лишат большинство из них такой возможности. Создатели кодекса поясняют, что налоговая оптимизация для сферы услуг им не нужна. А вот производителям необходимо снижать налоги. Развитие этого сектора и даст толчок и сфере услуг.
Но никаких причинно-следственных связей здесь на самом деле нет. Особых преференций для мелкого товарного производителя в кодексе не замечено. Таким образом, стимулировать сферу услуг возможно лишь в том случае, если зарплаты в производящем секторе будут повышаться. А будут ли они повышаться?
Основная проблема украинской промышленности - слишком высокая энергоемкость. Это ключевой недостаток для отраслей, которые, как верно замечают в правительстве, кормят страну - металлургии и химической промышленности. Тем не менее, даже в условиях падения спроса на украинский экспорт, эти отрасли выживают. И выживают за счет эксплуатации трудовых ресурсов, то есть низких зарплат. Повысить их - уничтожить конкурентоспособный экспорт.
Есть, конечно, и другие варианты. Но они из разряда фантастики. Вернуть деньги из оффшоров, или развивать программы энергосбережения на производствах. Но правительству проще перекладывать налоги на плечи «пескарей» экономики.
Читайте также: "Вывоз капиталов станет "некиприотичным"
Как отмечают эксперты, новый кодекс нарушает и одно из ключевых положений конституции и закон Украины "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине".
Так, в статье 294.8 кодекса указывается, что физические лица, которые ведут хозяйственную деятельность не по месту государственной регистрации или по всей территории Украины, получают одно свидетельство налогоплательщика и платят налог по ставке 1500 грн. в расчете на календарный месяц.
Кодекс дискриминирует предпринимателей по месту ведения деятельности. Налоговая ставка составит от 20 до 200 грн в месяц, если бизнес ведется в населенном пункте, где проживает менее 150 тысяч человек. Если населенный пункт больше, то ставка возрастает до 200-600 грн в месяц.
В общем, претензий к новому налоговому кодексу на Украине немало. Его принятие может вызвать дальнейшую тенизацию экономики и рост коррупции. С другой стороны, того, кто нарушает и проще контролировать...
Самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.