На наших глазах разворачивается новая война - война за передел финансового мирового порядка в борьбе за новую мировую валюту в посткризисном периоде. Выиграет войну та экономика, которая оживит экспортные отрасли и заставит мир покупать именно ее товары за ее валюту. Кроме того, слабый обменный курс поощряет потребителей переключаться с дорого импорта на дешевые отечественные товары. Для реализации этой стратегической задачи "воюющие" страны стали активно использовать монетарную политику и играть на понижение курса своей национальной валюты.
Так, Банк Японии в сентябре продал рекордную за последние шесть лет сумму в йенах (на 24 млрд. долларов). Бразилия, обеспокоенная постоянно увеличивающимися инвестициями, повысила в два раза налог на иностранные портфельные инвестиции и объявила, что предпримет новые меры по предотвращению укрепления реала. Возможно, это будет не столько интервенция реала, но снижение ставки ЦБ, которая сейчас составляет 11 % (в странах ЕС, США - 0,5-2%). Федеральный Резерв США постоянно поддерживает низкий курс доллара слухами о новых мерах по стимулированию национального производителя, которые, скорее всего, будут выражаться в скупке акций частных предприятий.
Но главным игроком на понижение является Китай, который отвечает отказом на требование США отказаться от искусственного занижения курса юаня (по данным американцев на 40%). В итоге, в начале месяца Конгресс принял закон о введении торговых барьеров для товаров стран - "манипуляторов" курсом валюты. Если законопроект будет одобрен Сенатом США и президентом страны, то американские компании получат право запрашивать у министерства торговли ввода пошлин для компенсации ценового преимущества импортных товаров. Почему же Китай может поддерживать низкий курс юаня? Правительство проводит политику, которая в промышленности называется демпинговой. Дело в том, что китайский производитель не ограничен государством по ряду существенных статей, влияющих на себестоимость: самый низкий МРОТ в мире, не взимаются налоги на природоохранную деятельность, невысокий НДС, который отменен для экспортирующих предприятий.
Не случайно в мире существует оценка национальных валют по цене одного гамбургера. Так вот в Китае он в два раза дешевле, чем в США. Если к этой политике добавить агрессивную скупку долларов, евро и йены, имеющий целью повысить котировки этих валют, то получится сильнодействующий коктейль, который пока выдвигает Китай на позицию фаворита в этой войне.
На прошлой неделе китайцы начали скупать греческие и испанские облигации, играя на повышение евро, а не выражая доверие к экономикам этих стран, как было заявлено официально. В результате курс евро к доллару достиг максимального курса 1 к 1,40 и по оценкам европейцев достигнет к концу года 1,50.
А что же Европейский Союз? Создается впечатления, что в войну этот игрок пока не вступали. По мнению специалистов, евро сегодня является не экономическим, а политическим "оружием". После недавних социальных потрясений, ЕС пока больше обеспокоен сдерживанием инфляции и угрозой дезинтеграции, но может включиться в борьбу.
Что касается России, то она сидит на нефтяной игле и заинтересована в высоких ценах на нефть. Главным же игроком на этом рынке являются США. По мнению Президента союза предпринимателей и арендаторов России Андрея Бунича есть негласная договоренность между МВФ и Минфином России о том, что высокие цены на нефть на мировом рынке Россия должна компенсировать высоким курсом рубля. Американские инвестиционные банки будут получать на этом в России спекулятивную прибыль, которой заткнут свои дыры в бюджете.
"Война" объявлена, тот, кто ее выиграет, получит карт-бланш на кредитование мировой экономики. Россия в этой борьбе не участвует.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.